Найти тему
Чертежник

Как проводился призыв в Советском Союзе

Организация подготовки и проведения призыва на военную службу, военные и специальные сборы была возложена на районные (городские) военные комиссариаты. Военные комиссариаты, пожалуй, единственная государственная структура, которая в своем названии сохранила первые атрибуты Советской власти. Деятельность военных комиссариатов строго регламентировалась приказами и директивами Министра Обороны СССР, начальника Генерального Штаба Вооруженных Сил СССР, Командующего военными округами и первого заместителя Начальника ГШ ВС СССР. Военные комиссариаты не только проводили призыв на военную службу, а были органами местного военного управления.

Организация призывной комиссии

Основным руководящим документом, регулирующим деятельность военных комиссариатов, был «Закон о всеобщей воинской обязанности». Военные комиссариаты тесно взаимодействовали с органами советской власти на местах, организациями, предприятиями, учреждениями и учебными заведениями района (города).

Два раза в год, весной и осенью, в средствах массовой информации опубликовывался приказ Министра Обороны СССР об очередном призыве граждан на военную службу и увольнении в запас военнослужащих, выслуживших установленный законом срок. Для проведения призыва военные комиссариаты готовили проект постановления районного (городского) исполнительного комитета. В проекте постановления возлагались обязанности на руководителей организаций, предприятий, учреждений по проведению призывной компании и состав призывной комиссии. Проекты постановлений, как правило, принимались и утверждались без проблем.

Состав призывной районной (городской) призывной комиссии

На военную службу в Советском Союзе призывал не военком, а призывная комиссия. Председателем призывной комиссии был военный комиссар. Члены призывной комиссии утверждались персонально. В состав призывной комиссии входили:

- один из заместителей председателя районного исполнительного комитета.

Он должен быть в курсе и решать все проблемы и трудности, которые могли возникнуть в ходе проведения призыва. А также оказывать материальную и иную помощь семьям, призываемых на военную службу граждан. Например: гражданин официально женатый и имеющий одного ребенка, подлежал призыву. Его семье местная власть оказывала помощь. При рождении второго ребенка, его досрочно увольняли с военной службы;

- представитель районного (городского) комитета коммунистической партии, на уровне не ниже заведующего отделом. Без руководящей роли компартии никак нельзя;

- представитель районного (городского) комитета ленинского коммунистического союза молодежи. Комсомол резерв и помощник компартии. Он тоже должен был быть не ниже заведующего отделом;

- представитель районного (городского) отдела внутренних дел. Как правило, один из заместителей начальника или, в крайнем случае, старший инспектор по делам несовершеннолетних. Чтобы в режимные команды не попали нежелательные граждане. Ведь в то время не было нынешней продвинутой компьютерной базы;

- старший врач призывной комиссии. В основном это был либо терапевт, либо хирург;

- секретарь призывной комиссии. Все решения призывной комиссии секретарь вносил в протокол заседания призывной комиссии.

По окончании работы призывной комиссии все члены призывной комиссии подписывали протокол.

Обязанности руководителей предприятий, учреждений и организаций района (города) по проведению призыва

Постановлением исполнительного комитета на руководителей организаций, предприятий и учреждений возлагались определенные обязанности.

1. Организации здравоохранения

Медицинское освидетельствование проводили самые опытные врачи следующих специальностей медицинских учреждений района (города):

терапевт, хирург, невропатолог, психиатр, окулист, дерматовенеролог, отоларинголог, стоматолог и если есть, но не обязательно, фтизиатр. Врачи-специалисты утверждались персонально. Руководители медицинских учреждений обязывались освобождать врачей для участия в медосвидетельствовании призывников. Кроме того, в лечебных учреждениях должны быть зарезервированы койки для стационарного обследования призывников и уточнения диагноза. Перед началом призывной комиссии призывники должны были сдать анализы и пройти флюорографическое обследование органов грудной клетки.

2. Органы прокуратуры, суды

должны были до начала работы призывной комиссии представить в военный комиссариат сведения о привлекаемых к уголовной ответственности граждан призывного возраста.

3. Органы внутренних дел

обязывались оказывать содействие в розыске призывников, уклоняющихся от прохождения призывной комиссии и обеспечивать принудительный привод на призывную комиссию, а также обеспечивать порядок на территории военкомата в период отправки в войска.

4. Автотранспортные предприятия

по постановлению райисполкома были обязаны представить автотранспорт в военный комиссариат с полной заправкой ГСМ. Заправка и расходы за счет предприятия.

5. Предприятия энергообеспечения и связи

были обязаны бесперебойно обеспечивать военкомат и сборный пункт электроэнергией и связью.

6. Другие организации, предприятия и учреждения,

согласно постановления исполкома направляли в военный комиссариат своего сотрудника на определенный период для оказания помощи военному комиссариату в заполнении и подготовке документов призывников перед отправкой в армию или на флот. При этом заработную плату такие сотрудники получали по месту основной работы.

Заключение

Таким образом, призыв граждан в Советскую Армию и Военно-Морской Флот было общегосударственным делом, а не только Министерства Обороны. Призыв осуществлялся местной властью. Расходы по проведению призыва и отправке граждан в воинские части также несли гражданские учреждения, организации и предприятия района или города.

А про номера команд при призыве и их расшифровку можете прочитать здесь.