В 30-е годы прошлого столетия повальная индустриализация затронула почти все уголки молодого Советского союза. Некоторые стройки гремели на всю страну - Магнитогорск, Кузбасс, Днепрогэс. Добралась промышленность и до бывшего уездного восточносибирского городка Верхнеудинска, который незадолго до этого стал центром недавно образованной Бурят-Монгольской АССР. Выгодное расположение на Транссибе предопредило и специализацию будущего предприятия - в 1932 году строители приступили к возведению паровозовагоноремонтного завода.
Корпуса и мастерские выросли всего за пару лет. К тому моменту сам город обрёл своё современное название — Улан-Удэ. С началом войны сюда были эвакуированы мощности паровозостроительных заводов из оккупированных Харькова и Ворошиловграда. В тяжёлые годы работа на предприятии не прекращалась. Заводчане не только ремонтировали повреждённые машины, но и выпускали новые — например, гордо стоящий на постаменте возле проходной паровоз серии «СО» (Серго Орджоникидзе):
Почти сразу после войны предприятие было награждено почётным орденом Ленина. Далее последовали несколько десятилетий процветания, которое ожидаемо завершилось с распадом Советского союза. Сейчас завод постепенно приходит в себя, но до прежних масштабов пока что ещё далеко.
Любому более-менее крупному предприятию, создаваемому с нуля, в СССР полагался свой соцгород. В Улан-Удэ он вышел очень колоритным.
Дома строились на стыке угасающего конструктивизма и зарождающегося сталинского ампира:
А вот и самое внушительное жилое здание - дом специалистов:
Кажется, ещё более колоритно он смотрится со двора:
Арки, колонны:
Четырёхэтажные дома наиболее хорошо сохранили конструктивистскую изнанку — угловые балконы и ленточное остекление:
Далее у нас на пути лестница с голыми фонарными столбами:
Поднимаемся наверх и видим тлен — облезший и явно негодующий по этому поводу Ильич на фоне разрушающегося дворца культуры паровозоремонтного завода:
Замечательный образец постконструктивизма стоит никому не нужным, хотя вроде какие-то секции и кружки там ещё работают. Страшновато должно быть детям возвращаться домой под вечер...
Зато территория перед ДК служит отличной смотровой площадкой на индустриального вида окрестности:
Чтобы уж совсем не заканчивать на минорной ноте порадуемся за вполне себе бодро бегающий по улочкам столицы Бурятии автобус из детства — «ЛАЗ-695»: