Единственный гражданин тоталитарного государства матери.
Хаус как-то сказал, что все мы искалечены родителями. Сейчас подобное возвели в культ, стало модным ходить по психологам, находя в себе изъяны и отыскивая их побеги в детстве. Жеманно прикрывая глаза говорить, что любишь родителей, но... Это но опускается острым топором палача на шеи тех, кто как мог, воспитывал. Мало кто задумывается, что когда-то на их шеи может опуститься такой же топор. Мало кто задумывается, а действительно ли есть у него причины этот топор опускать.
Астрид - дочь. Любимая и одновременно не нужная. Ей было двенадцать, когда ее мать, Ингрид, сильная, независимая женщина, встала на колени перед любовью к мужчине, сначала так настойчиво добивавшемуся ее, а затем бросившему. Обида порой разрастается подобно грозовым тучам, изливаясь не водой, громом и молниями, а тайфуном, беснующимся штормом, торнадо. В подобном не выжить, а за содеянное полагается платить. Ингрид оказывается в тюрьме, а Астрид начинает свое шествие по приемным семьям, взрослея, осознавая себя, свою силу и слабость, свою потерянность и оторванность, трансформирую свою испуганную и робкую любовь к матери в жгучую ненависть.
Сейчас я сужу с позиции дочери. Другая мне пока не доступна. Но я не нахожу никакого оправдания для Ингрид. Оправдания в отношении к дочери, ведь волей-неволей, но все мы пытаемся либо оправдать, либо осудить. Второе проще, а первое не так привлекательно. Можно сколько угодно говорить о любви Ингрид к Астрид - она посвящала ей стихи, занималась ее образованием в культурном плане, не давала заскучать, выдумывая различные истории, но достаточно ли этого? Вопрос "достаточно ли я делаю" перед родителями всегда стоит острием на них. Все описанное проводилось лишь в те моменты, когда этого хотела сама Ингрид, а в остальное время появлялось отчуждение и в дочери рос страх, что мама ее бросит. Существует мнение, что сбывается лишь то, во что мы верим. Навязчивый страх Астрид воплотился - мама-таки ее бросила, предпочтя отомстить за оскорбленное чувство собственного достоинства, растоптанную гордость, пренебрегая будущим своей дочери.
Пережитого за шесть лет Астрид хватит и на несколько жизней. Автор не скупится на подробности и щедро наделяет текст безумно мелодичным ярким языком. Уже только за одну его тональность можно поставить высшую оценку. Какой контраст в описании мерзких по своей природе вещей с благозвучностью слога, какие сочные сравнения! Я люблю слегка усложненный красотой стиль написания, дающий не привычные образы перед глазами, а словно через туманную дымку или замутненную призму - привычные вещи обрастают новыми, живыми деталями, словно сквозь грязное дырявое покрывало просачивается солнечный свет.
Изумительная книга. Интересно будет вернуться к ней через несколько лет - это та редкая категория написанного, что может с легкостью трансформироваться со временем для читателя в нечто совершенно иное.