В конце ХХ века Испания освобождалась от наследия франкизма, в том числе, и путем сноса памятников Франсиско Франко. В Украине после революции начался «Ленинопад». Смена политического режима и его идейных оснований всегда в истории связана со сносом памятников.
Для многих сторонников Трампа именно Конфедерация является важным символом сопротивления либеральному федеральному центру. Памятники – это якоря прошлого. И сейчас меняется символическое пространство США. Самое страшное, что мы не слышим призывов сохранения символов противоречивой истории, речь идет о полной победе одних над другими. Американское общество оказалось не готово к спорам о своем прошлом.
С начала XXI века возникали попытки пересмотреть роль исторических деятелей. Президент Вудро Вильсон был расистом, отцы-основатели Томас Джефферсон и Джордж Вашингтон были рабовладельцами. В 2008 году с президентсовм Обамы, казалось, была поставлена символическая точка в расколе Гражданской войны. Но как оказалось, наоборот: для многих избрание Обамы обострило старые противоречия.
Поэтому то, что мы видим сейчас в США, говорит о глубоком кризисе. И это куда важнее, чем все сообщения Трампа в своем твиттере. В США сносят памятники, связанные с Конфедеративными Штатами Америки (проигравшей стороне в Гражданской войне).
Гражданская война в США завершилась почетной сдачей генерала Ли. Обреченная, но благородная борьба Юга, где сложился культ Ли как великого полководца, мудрого политика и человека безупречных моральных качеств. Памятники генералу стоят во многих городах.
К югу от линии, разделявшей верные федеральному правительству США штаты и Конфедерацию, почти невозможно найти памятники Линкольну. Зато там было много памятников президенту КША Джефферсону Дэвису и генералу Роберту Э. Ли (которые отсутствуют на Севере). Забавный факт: река Потомак отделяет мемориал Линкольна в Вашингтоне от хайвея имени Роберта Ли на виргинском берегу.
Во второй половине ХХ века в американском обществе происходило переосмысление Гражданской войны. Тогда на первый план вышла проблема афроамериканцев и борьба с сегрегацией. В итоге, образ Конфедерации как «благородного, но проигранного дела» покрывался все большими пятнами.
Флаг Конфедерации (боевой флаг армии Северной Виргинии). Защитники флага апеллировали к традициям и доблести Юга. Но в ХХ веке его в основном поднимали защитники сегрегации, поэтому он ассоциировался с угнетением и рабством. В 2001 году Джорджия отказалась от использования флага, а в Южной Каролине его перенесли с купола капитолия штата к монументу солдатам Конфедерации. В 2015 году начался новый натиск на Конфедерацию. Белый расист в тот год расстрелял несколько чернокожих прихожан в черкви штата Южная Каролина, а в его профиле в Фэйсбук оказалась фотография с флагом КША. Это послужило стартом кампании отказа от флага. Флаг был объявлен символом расизма и рабовладения.
В мае 2020 дело дошло и до памятников генералу Ли. Первый памятник демонтировали в Новом Орлеане. Сносили его ночью, под вооруженной охраной. В Дареме, Северная Каролина, толпа снесла памятник солддату Конфедерации. Мемориализация солдата означает мемориализацию дела, за которое он сражался. Логика здесь понятна: Конфедерация выступала за сохранение рабства чернокожего населения. Коммеморация военных деятелей КША оскорбляет потомков рабов. После решения о снсое памятника генералу Ли в Шарлоттсвилле, в город поехали расисты, ностальгирующие по Конфедерации.