История офицера была известна каждому школьнику, о том, что по рождению он был дворянином - знают не все. А если копнуть дальше, выясняется, что его предки жили в Османской империи.
Князья Византийские
Такое прозвище прародитель русского деятеля получил не просто так. Он принадлежал к грекам, но Византия к тому времени уже стала турецкой, так что волей-неволей жителям приходилось приспосабливаться.
Но не каждый хотел это делать. За свой непокорный характер представитель рода и заслужил такое имя. Неудивительно, ведь Шейтаноглу считался членом династии Кантакузинов - императоров. Вот так характер передается по наследству, ведь и его потомок тоже славился чертами человека свободолюбивого.
Звали Шейтаноглу Михаилом, и по слухам, отец его был внуком Андроника Палеолога - последнего доместика Византии. Сам Михайло носил уже фамилию Кантакузен - и вашим, и нашим, вроде бы правительской семьи, а вроде из собственной ветки.
Родился Михаил как раз в тот год, когда Сулейман готовился к престолу, а во дворец прибыла Хюррем-султан.
Валашская жена
Когда парень подрос, наступила эпоха Великолепного века. Вот в это время он и успел наворотить дел, за которые во дворце его не любили. Жену Шейтаноглу выбрал себе под стать - из рода Дракулы.
Мария была валашской принцессой по отцу, а по матери - сербской принцессой. Отец Марии правил недолго, так что муж ей нужен был, чтобы устроить судьбу.
Молдавские корни Марии постоянно будут напоминать о себе в дальнейшей истории семьи и в итоге сыграют роль, что у них появятся потомки в России.
Еще при Хюррем-султан в Стамбуле у пары родился сын Андроникос. Ему выпало служить уже внуку султана Мураду, но и сын Шейтаноглу оказался не хуже отца и тоже не угодил падишаху. Однако детей у него уже было предостаточно. Именно их потомки позже оказались подданными Российской империи.
Из старых дворцов - в новые
Вторым ребенком у отца родилась прекрасная девочка Белла. Каким ветром занесло в Стамбул ее жениха-итальянца, неизвестно. Скорее всего, он был купцом, которых в то время в империи было немало. Однако родители дали согласие на брак с Лазарем из рода Росетти.
Потомки этой пары еще довольно долго жили под управлением Османов, но уже сын Лазаря и Беллы Константин женился на девушке из рода Беглицци. Одна из ее родственниц стала супругой турецкого посла, которому за заслуги дали титул молдавского князя.
Но невесту Константина звали Асанина, а сам он получил к своей фамилии приставку Розновано - по названию имения. Последним, кто еще считался гражданином Османской империи в этом роду был правнук Константина Николай.
Однако его сын Иордаке уже покинул эти земли, когда империя вступила в противостояние с Россией. Чтобы обеспечить себе начало новой жизни в Кишиневе он помогал российской стороне, и так хорошо постарался, что стал служить при молдавском дворе.
В это время семейство подружилось с русским поэтом Пушкиным, который провел в Бессарабии массу времени, как известно, так как Иордаке был весьма образован. Его тетка Сафта, сестра отца тоже оказалась в то время в Молдавии.
Бессарабия
Здесь она нашла себе жениха из рода бояр Мило, с которым впоследствии завела многочисленное потомство. Среди внуков Сафты и Енаке Мило мы и встретим прекрасную Марию, прабабушку Сергея Лазо.
Мария тоже общалась с Пушкиным и вообще слыла красавицей в кругу молдавской знати. Александр Сергеевич посвятил ей несколько своих талантливых стихов.
Среди ее мужей упоминаются чиновник Иван Эйхфельдт, а позже за Фридриха из швейцарского рода Фези. У девочки была старшая сестра и два младших брата. Пульхерия стала женой малороссийского помещика, один из братьев Василий служил вместе с Пушкиным. Своих детей у Маши было двое - Георгий и Матильда.
Дочь вышла замуж за Ивана Лазо из древнего рода, служившего молдавским князьям.
Отец его воспитывался без матери, так как именно эти роды оказались трудными. Многие из этих веток также были выходцами из Османской империи. У пары Ивана и Матильды родился отец будущего большевика Георгий.
Именно он первым увлекся социализмом, хотя такие вещи были задуманы против его же сословия. Невесту он нашел себе под стать - образованную девушку, только что из Парижа, где она напиталась взглядами о равенстве и свободе.
В семье Елены и Георгия Сергей и научился поступать по велению убеждений. О дальнейшей его биографии поклонникам истории известно. Благородные корни Сергей Лазо уходят далеко в прошлое, во времена Османской империи...