В век развития IT-технологий и систем автоматизаций поиск SEO-специалиста или выбор консультационной фирмы все еще происходит по принципу «сарафанного радио». «Сарафанкой» ищут доктора, юриста, парикмахера и подрядчика по продвижению сайта. Вот такое явление.
Почему это нормально? Детективы из Sphinx IT (бывш. Seo-Bility) провели свое расследование и помогут отличить добросовестного SEO-подрядчика от мошенника.
Повсюду очень и очень много рекламы. Мы от нее буквально задыхаемся и умный мозг ее уже не видит (явление баннерной слепоты). Финансовой отдачи от рекламы уже мало кто ожидает — компании вкладывают деньги ради того, «чтобы примелькаться», «быть узнаваемыми» и развивать свой бренд.
Как итог явления: человек, начитавшись статей о крауд-маркетинге, задает резонный вопрос: «Если негатив пишут конкуренты, позитив пишут сами, а пользователи купили (заказали) и тихо радуются, то кому верить?»
Представьте на минутку, что у вас нет сеошника в знакомых, и у знакомых нет. И вы вообще не знаете, куда нести свой бюджет для освоения. А может, уже относите, но чувствуете, что что-то тут не так. Тогда мы не зря пишем этот детектив.
Улика первая: цена
Стоимость за SEO всегда пишется «от…». Указанная при этом цифра — сумма, при которой заниматься этим агентству или фрилансеру просто невыгодно.
— Пишут от 5 тысяч рублей, а считают на 105 тысяч! Бессовестные!
— Гражданка, это зависит уже от спроса на ваш товар или услугу. Чем больше спрос, тем дольше и дороже ждать первого результата — желающих много.
Большинство (и, вероятно, оптимально) рассчитывают цену из сервиса Яндекс.Директ по подбору цены за клик. В коммерческом предложении указывают 22−26 наиболее дорогих запросов, на них и ориентируются, плюс немного тысяч сверху. «Немного сверху» за то, что в SEO-результат — надолго, а в рекламе — пока платишь.
Наши эксперты подтвердили это на выборке двух особо дорогих запросов — «продвижение сайтов» и «SEO-продвижение». За 100% трафика (гулять так гулять!) из Директа по Москве реклама будет стоить 503 тысячи 113,80 рублей, в Сыктывкаре же — четверть миллиона. Вот такая дорогая услуга.
Рассмотрим ценообразование других агентств.
Аргумент #1:
«Адекватно, понимаю, что моя тематика дорогая. Но есть необходимость в SEO. Мне предлагают намного дешевле».
Разумеется! Есть три типа такой работы:
1. Новая компания. Крутые ребята, которые ушли в свободное плавание. Они много умеют, обучили не счесть сколько помощников, но вот портфолио и клиентов с собой из агентств не унесешь. Ну и деньги: за ту же работу оплату получаешь только ты и не надо делиться с менеджерами, директорами и секретарями. И вот молодежь создает себе имя (чтобы запустить «сарафанку», помните?) и за скромную оплату работают за отзыв.
Вердикт: однозначно стоит работать — за почти донат сделают все и немного больше. Как только обрастут заказами и раскрутятся, качество работы будет зависеть от капитана этого корабля.
2. Жулики. Не делают ничего, а «стригут купоны». Вердикт однозначен — отказать. Как распознать жуликов будет раскрыто дальше.
3. «Все за пять!» Ну или за 25, или за 40. Любому клиенту — одна цена. Берут с потолка, делают всем одинаково, результаты тоже одинаковые. Похожи на жуликов, но вроде работают.
Аргумент #2:
«Предлагают дорого и говорят, что сайт продвинем только мы, а остальные обманут».
Очень неэтично, фу такими быть. Возьмем за основу принцип модерации в контексте: пишешь, что лучший — докажи документально. Докажут? Вряд ли.
Вердикт — отказываем.
Аргумент #3:
«Мне дают гарантии, что я буду в топ-1 через полгода».
Необходимо понимать принцип работы поисковых систем и их монетизацию. Ни один специалист не заключает договор с Яндекс о гарантии позиций! Все работы, за которые вы платите — это работы по улучшению сайта в первую очередь для пользователей, а потом уже для поисковиков. Тем более, что для того же Google это всегда рулетка.
Улика вторая: рекомендации и портфолио
Как выбрать консалтинговую фирму или агентство по продвижению, не ознакомившись с портфолио? Верно, давайте посмотрим вместе.
Портфолио оптимизаторов выглядят одинаково — скриншот трафика или позиций с результатами «до нас» и «во время нас».
Проводим экспертизу:
1. Смотрим даты на скриншоте. Если даты временного интервала далеко в прошлом от сегодня, то тут три варианта:
- клиент ушел;
- не обновили (разместили для наполнения и не следят, не до этого);
- сейчас у клиента дела так себе.
2. Продолжительность интервала времени на фото: резкие всплески трафика (или позиций) за короткий срок? Стабильна ли линия графика вверх?
Также обращаем внимание на скриншоты:
- вообще не подписаны ни клиент, ни дата — фотошоп, ты ли это?
- скрины сделаны не из сервисов аналитики: откуда тогда цифры?
3. Сюда же относим любимый всеми блок логотипов громких компаний с заголовком «нам доверяют».
Вердикт: позвоните указанным клиентам, запросите рекомендацию. Вы им деньги несете, от них бизнес зависит, не время стесняться. В большинстве случаев, о таких спецах клиенты и не слышали.
Улика третья: отзывы
Вы их читаете? Серьезно? Бросьте. Лучше прочтите требования к сайтам от Яндекса, например.
С этого мы и начали свое детективное расследование в этом деле. Подумайте, зачем писать о себе негатив да еще и платить за это? А как может быть по 10 разных елейных отзывов на каждой площадке, если костяк клиентов агентства плюс-минус не меняется и довольный клиент продвигается годами? Если только за счет разовых аудитов, но эта услуга менее востребована.
Зачастую отзывы — это зарплата копирайтера, а оплачиваете это… вы.
Улика четвертая: PR и прочие масс-медиа
Крупные агентства на слуху: они выпускают сервисы, выступают на конференциях, делятся исследованиями, проводят курсы, о них пишут коллеги и т.д.
Почему это хорошо?
Специалист умеет продавать себя, свои услуги. Это большая редкость, такие не работают в чужих командах, а развивают свою. Вот они и не нуждаются в менеджере — они сами и сеошники, и пиарщики, и директора.
Но есть «но»: за таким человеком-агентством стоит штат работяг, которые оказывают услуги по договору. Чтобы написать кейс и провести исследование необходима выборка — это значит, в агентстве есть возможность пойти на риск (в эксперимент может попасть и ваш ресурс).
Вердикт: качество работ — чаще всего на достойном уровне, иногда — рулетка; цена — выше среднего.
Вспомните сходу 10 медийных личностей индустрии. Мы не смогли. Помните цену продвижения, которую приобщили к делу выше? Конкуренция огромная, рынок перегрет, агентства открываются одни за другими, а курсов стало столько, что на них нет времени.
Так вот: хороший специалист не всегда только тот, который выступает на конференциях и проводит исследования, очень большая их часть — непубличные личности, которым в кайф общение с монитором и попробуй вытяни из них кейс или спич (шутим, конечно).
Улика пятая: офис
Digital — отличная среда для работы со всего мира. Обратите внимание, ни одно агентство не пишет контакты Кипра, например. Для большинства адрес нужен только для присутствия на картах Яндекс или Google, а штат работает в home-office (или из того же Таиланда). Поэтому встречи в кафе или на вашей территории — дело нормальное. Это неплохо, это молодцы.
Если вы едете на встречу в офис фирмы, включите дедукцию и смотрите в оба:
1. Спросите сколько лет компании. Молодая компания (до 2х лет) экономит на всем: на сотрудниках в штате, на помещении, пока не встанет на ноги, и это объяснимо. Если агентство на рынке довольно давно (4+ лет) с малым штатом сотрудников в тесном душном кабинете — уходите.
В интернет-сфере деньги есть. Это как минимум довольные клиенты, которые годами работают с одними подрядчиками. Но если агентство до сих пор не расширилось — дела у них, скорее всего, неважные (ну или звезд с неба не хватают).
2. Уточните, сколько сотрудников в офисе, и сколько работают удаленно. Для нормального функционирования в офисе достаточно находиться только SEO-боссу, при должном подходе он сможет организовать и удаленщиков. А если он всего один? Неважные дела для уже не юной фирмы.
3. Напитки и пряники. Вам предложили кофе? Стакан воды? Если нет, стоит попросить самим. Понаблюдайте как вас принимают, как подготовились к встрече с вами (вы ведь не мимо проходили?).
Ну и опять же два варианта развития событий: они не пытаются пустить пыль в глаза и понравиться, и так работы по горло, они просто сделают все хорошо, будьте спокойны.
Вам стараются понравиться, заливаются соловьем, но не замечают, что вам холодно с мороза или мучает жажда от жары? Уходите. Вы ведь пришли, чтобы несколько тысяч переводить каждый месяц, а они для вас кофе пожалели.
Или в офисе банально грязно. Пыль под стульями и тараканы не очень вяжется с требованиями трудового кодекса о рабочем месте сотрудника.
4. Оцените условия работы специалистов беспристрастно. Хорошее агентство услуг имеет одно преимущество — специалистов. А специалисты — это деньги для компании. Довольный сеошник = работящий сеошник.
Улика шестая: отчеты
Вы выбрали подрядчика и прошел месяц. Вы получаете отчет? А он вам нужен, если есть возможность контроля в сервисах мониторинга позиций и счетчиков аналитики? Давайте начистоту — не нужен. Не отвлекайте ребят на марание бумаги, пусть лучше семантику собирают.
Но у вас тоже есть руководство и оно непреклонно: «нужен!», — стучит оно по столу.
Что может быть в отчете по SEO? Проанализируем документ и подошьем к нашему делу.
1. Отчет целиком и полностью состоит из скриншотов сервисов — абсолютный провал.
2. Отчет содержит список выполненных работ по договору — вполне подойдет показать руководству.
3. В отчете даны рекомендации — вот он — ценный документ, клондайк и источник силы сайта! Торопитесь нести директору на обсуждение и внедрение (если это, конечно, не рекомендации о повышении бюджета и заказа смежной услуги, в которой явно нет необходимости).
Аргумент: «Мне присылают список выполненных работ и рекомендации, но результата нет.»
Уважаемый клиент, вам не могут продать позиции или трафик, вы покупаете доработки по сайту под поисковые системы и его развитие в интернете. При правильной работе над ресурсом, сайт может взбодриться в первый же месяц. Правы обе стороны — клиент считает возврат денег по продажам и заказам, оптимизатор развивает сайт под меняющиеся алгоритмы.
Вот от этого строим гипотезы защиты и обвинения:
1. Что пишут в отчете? Если месяц на сайте не делали ничего, а занимались сбором семантики, составлением плана продвижения, анализом конкурентов, сбором позиций, анализом видимости в SERP и прочим — вы потеряли деньги. Да, это составляющие рабочего процесса, они занимают много времени и они важны, но, если к сайту не притронулись, чтобы хотя бы прописать тайтлы, то такая работа ничего не стоит.
2. Включены ли доработки в стоимость SEO? Бывает по-разному и все варианты имеют место быть. Если да, уточните, что в этом месяце делали верстальщики, программисты, копирайтеры. Особый интерес здесь представляют разработчики, которые всегда заняты по самые уши и каждое агентство в них остро нуждается. Некоторые работы по внесению правок висят очень долго (из реального случая — задача провисела 11 месяцев). Заметно, как руководитель загружает сотрудников, вместо того, чтобы нанять помощь.
3. Вы уверены в своих сотрудниках? Клиенты ждут чуда от оптимизаторов и жалуются на нецелевой трафик, а при этом заявки не обрабатываются должным образом.
Случай из практики: продвиженцы вывели в топ страницу типографии с визитками на дизайнерской бумаге. У клиента бумага закончилась. Лид:
— Расскажите, пожалуйста, об условиях заказа и какой должен быть макет на дизайнерские визитки.
— У нас таких нет.
Пауза.
— Спасибо, до свидания.
А как же книги по менеджменту, управлению бизнесом и поощрению персонала? Почему не было дано альтернатив этому варианту, не объяснили ситуацию или не предложили скидку за то, что нужно подождать поставку бумаги? Не видите отдачи при росте трафика и позиций — ставьте коллтрекинг.
Совсем неспокойно — закажите аудит в сторонней организации.
Улика седьмая и последняя: собственный сайт
Бывают функциональные с классным дизайном и страшненькие на шаблоне.
Первый вариант: крупное агентство, которое финансово может выделить специалиста под ресурс: дизайнера, верстальщика, разработчика и оптимизатора. Не будем здесь рассматривать компании, которые предоставляют услуги по дизайну и созданию сайтов, их проект здесь — визитная карточка. Но он не всегда топовый в поиске (они это и не предлагают — все более чем логично). Если предлагают и продвижение — тем более должен иметь топ.
Здесь останавливаться не будем. Имидж сайта компании, и команда по его поддержке, стоит денег... ваших. Поэтому расценки выше среднего.
Второй вариант: такой же сайт, но молодой неизвестной фирмы с несколькими сотрудниками. Во всех случаях есть два варианта:
1. Специалисты штата имеют свободное время и от клиентов есть отбой.
2. Директор ставит работы по своему сайту в приоритет перед клиентскими.
Крепко подумайте.
Третий вариант: им не до него. Отличный пример одного московского агентства с приличным оборотом, в котором довелось работать: у них шаблонный лендинг и отсутствие бумажной карточки с контактами. Все клиенты приходят по рекомендации и как эстафету передают по рукам визитку директора в ВатсАпе.
Но это крайности. На любом сайте обращайте внимание на подачу материала:
а) Что пишут о себе (и пишут ли вообще, с инкогнито не советуем иметь дел).
б) Вдумчиво изучайте посадочные страницы. Если завуалировано принижают конкурентов, водный текст ни о чем, отсутствие реальных отзывов, множество ошибок, несоответствие цены «от» на сайте и по телефону, никакого преимущества (изюминки) фирмы, сомнения по портфолио, просто коробят какие-то выражения — бегите со всех ног.
Материал написан специально для сервиса SerpStat, ссылка на источник: https://serpstat.com/ru/blog/vibiraem-seo-podryadchika-i-podmechaem-tonkosti-v-rabote/.
Часть 2 (продолжение) по ссылке: https://zen.yandex.ru/media/id/5bed64852f34f400ab4b498d/dedukciia-sherloka-vybiraem-seopodriadchika-i-podmechaem-tonkosti-v-rabote-chast-2-5f4a2e77687ed21d30696b96.