Найти в Дзене
Музыкальный Островок

Зачем пианисту играть гаммы

Оглавление

Игра гамм у профессиональных музыкантов, хочешь не хочешь, а с детских лет входит в программу обучения. Ученики, затем студенты не раз сдают преподавателям технические зачеты.

Нужны ли музыканту гаммы, и есть ли от них реальная польза? Нужны. И польза есть.

Гаммы помогают ориентироваться в любой тональности

Изучая и играя различные гаммы, вы тренируетесь легко и быстро ориентироваться в тональностях. В дальнейшем, при чтении нотного текста, вы сможете предслышать музыку, которую предстоит играть, а затем пальцы сами будут направляться к нужным клавишам.

Так, разбирая пьесу, например, в тональности Фа мажор, вы будете избегать клавиши си. Пальцы автоматически будут стремиться к си бемолю. Направлять их к нужным клавишам будет уже слух, привычка. Это облегчит работу над произведением.

"Гаммы-музыкальная таблица умножения". Иосиф Гофман

Вторая польза: переключение между тональностями

Вам будет легко играть песню в любой тональности. Можно перебрать различные тональности и выбрать себе ту, в которой, например, будет удобно петь и аккомпанировать.

Техническая польза

При игре гамм происходит:

  • выработка беглости пальцев;
  • тренировка четкости удара, плавности, ровности игры;
  • тренировка независимости пальцев;
  • координация движений в обеих руках.

На гаммах также полезно отрабатывать различные приемы - связная и отрывистая игра, игра с различным ритмическим рисунком, движение от тихого звучания к громкому и т. д.

То есть мы отрабатываем приемы, которые наверняка встретятся в произведениях.

-2

Разыгрывание

Как спортсмен разминается перед основной частью упражнений, как певец распевается перед исполнением произведений, так и инструменталисту желательно разыграться.

Таким образом вы настроитесь, да и теплыми руками будет легче играть произведения. А еще лучше поиграть гаммы в тех тональностях, в которых написаны исполняемые вами произведения.

"Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах сделается излишним” (Алексеев. «Из истории фортепианного искусства»)