Найти тему
Фанат трэш-метала

Трэш-ретроспектива: Sodom - Persecution Mania (1987)

Sodom. Эта группа навечно вписала себя в легенды уже на ранних этапах своего творческого пути - примитивным, но до умиления искренним мини-альбомом In The Sign of Evil и многострадальным полноформатным релизом Obsessed by Cruelty, случайно запоротым руками продюсера Хорста Мюллера до практически неслушабельного состояния. В середине 80-х именно эти две пластинки создали прочную ассоциативную связь со словом Sodom в головах людей, в той или иной степени интересующихся тяжелой музыкой. Эти альбомы либо яро любили и ценили, либо люто-бешено ненавидели и бойкотировали - материал и так был с не самым низким порогом вхождения, так еще и откровенно плохое качество звука сильно задирало порог вхождения.

Независимо от вашей личной точки зрения касательно первых двух пластинок Sodom, их колоссальное влияние на мировую метал-сцену видно невооруженным глазом. Как и некоторые другие их коллеги по цеху, Sodom сподвигли множество юных энтузиастов из солнечной Флориды и из заснеженной Норвегии самолично взяться за гитары и заняться поиском новых форм и граней экстремальной музыки.

Однако культовый статус был присвоен Sodom далеко не сразу. В медиапространстве и In The Sign of Evil и Obsessed by Cruelty были не просто разгромлены, а откровенно раздавлены тяжелым паровым катком, который катила на карьеру музыкантов пресса того времени. Конечно, многим коллективам тогда досталось от несведущих псевдожурналистов, еще вчера оценивавших куда менее провокационные работы куда более стандартизированных рок/метал-коллективов - под раздачу от "авторитетных" "экспертов" попадали и Venom и Bathory и Celtic Frost и много еще кто. Но больше всего доставалось именно Sodom - не особо вникая в предмет дискуссии, эти "искусствоведы" буквально соревновались в том, кто больше словесных помоев выльет на работы этого молодого музыкального коллектива. Благодаря этому, у Sodom сложилась репутация абсолютно худшей и максимально никудышной, пропащей немецкой метал-группы.

Несмотря на шквал критики и несколько ведер тухлых помидоров, в 1987 году Sodom решают идти ва-банк и взять реванш выпуском мини-альбома Expurse of Sodomy. В костяк группы, состоящий из Томаса Зуха по прозвищу "Angelripper" (бас-гитара/вокал) и Криса Дудека по прозвищу "Witchhunter", влилась свежая кровь. Дебютанта звали Фрэнк Госдзик по прозвищу "Blackfire", который и дополнил андерграундное трио тем самым недостающим их творчеству компонентом - профессионализмом. За качество звукозаписи и сведения отвечал известный продюсер Харрис Джонс. Именно он сотворил маленькое чудо - ему удалось понять, поймать, зафиксировать и практически без потерь перенести весь задор и угар музыки Sodom на пленку. Все участники процесса были приятно удивлены финальным результатом, поэтому кандидатура на пост ответственного за качество звучания второго полноформатного альбома Sodom была тотчас же определена. Persecution Mania записывали в октябре 1987 года, в Берлине, в стенах легендарной Musiclab Studios. К тому времени, в рядах фанатов страсти по поводу выхода грядущей пластинки были обострены до предела успехом Expurse of Sodomy. Persecution Mania появился на прилавках музыкальных магазинов 1 декабря и с лихвой оправдал даже самые смелые ожидания.

Фотокарточка, напечатанная во вкладке оригинального стимхаммеровского издания Persecution Mania
Фотокарточка, напечатанная во вкладке оригинального стимхаммеровского издания Persecution Mania

Nuclear Winter оглушительным выстрелом декларирует старт альбома. Грандиозная вещь с массой интересных ритмических рисунков, по мере прослушивания явно дающая понять, что Sodom опирались на известную пословицу "не ломай то, что работает". Структура композиции и звучание практически идентичны трекам с Expurse of Sodomy.

Electrocution являет другой яркий пример трэш-метала марки Sodom, наглядно показывая одну из фирменных фишечек данного коллектива - песня вовремя уходит в среднетемповый проигрыш, предоставляя слушателю передышку перед тем, как снова кинуть его в горнило драйва.

Кстати, именно в конце 80-х у металлических групп пошла повальная мода включать кавер-версии других исполнителей в полноформатный альбом. Sodom не обошли данный тренд стороной. Учитывая любовь Томаса к Motorhead и всяческое подрожание Лемми, неудивительно, что выбор для кавера пал на песню Iron Fist. Кавер получился таким же бодрым, как и оригинал, но, откровенно говоря, этим жестом Sodom ничего нового не внесли ни в саму песню ни в альбом. С таким же успехом этого кавера могло бы и не быть вообще - альбом бы от этого не сильно пострадал.

Заглавный трек посвящен войне во Вьетнаме 1965-1974 годов, которую Sodom будут педалировать на протяжении всей своей карьеры и даже сделают лейтмотивом своего следующего альбома Agent Orange. Эта песня - очередной удачный пример обновленного на Expurse of Sodomy звучания Sodom.

Заметим, что вся знаменитая тевтонская тройка - Kreator, Destruction и Sodom - все они начинали свой творческий подъем с самых низов, играя очень простой (а порой и вовсе примитивный) юношеский трэш-метал без особых изысков. Но к 1987-му году эти три группы совершили серьезный качественный скачок и выработали свое собственное уникальное звучание, которое было не особо похоже даже на их дебютные альбомы, не говоря уже о демо-записях. В этом кроется одна из причин, по которой Persecution Mania действительно шокировала и удивляла слушателей - никто не ожидал от Sodom работы столь высокого уровня. Реальность шла вразрез с навязанными прессой негативными ярлыками, вызывая когнитивный диссонанс у читателей различных музыкальных изданий, которым еще вчера говорили, что у Sodom нет ни музыкальной глубины ни хоть сколько-нибудь осмысленного подхода к написанию песен. А оказалось, что есть и то и другое - заглавный трек наглядно демонстрирует то, насколько сильно группа эволюционировала и продвинулась вперед от In The Sign of Evil.

А тем временем, Enchanted Land завершает первую сторону пластинки. Это отличная высокоскоростная композиция с неистовыми партиями ударных и смачными риффами, которым аккомпанируют режущие соло.

Вторая сторона открывается атмосферным и тягучим инструменталом Procession to Golgotha, который медленно подводит нас к самому пику творческой мысли Sodom образца 1987 года - Christ Passion. В этом треке есть все: быстрые и медленные проигрыши, различные взбивки и связки, цепляющие риффы и мотивы. Очень многогранная и проработанная вещь.

Conjuration начинается уверенной партией ударных и даже озадачивает слушателя резвым соляком на бас-гитаре. Большего, однако, ей предложить нечего - крепкий, но слегка второсортный трек.

Финальная глава альбома - Bombenhagel - в свое время вызвала немало споров из-за ее лирической составляющей и заключительной гитарной соло-партии, по факту являющейся немецким государственным гимном. Sodom мгновенно обвинили в симпатиях к нацизму и во всех смертных грехах разом. Однако, при более внимательном рассмотрении текста песни, легко читается его совершенно обратный, антивоенный посыл:

"Waiting for the Painful Decision
Senseless actions of Germans on and on
Only subsides delivered us frum suffering
What does the future have in store?"

Что касается переигровки государственного гимна - не вижу никакой проблемы в том, что немецкая музыкальная группа, полностью состоящая из, собственно, немцев, вставит часть своего гимна в одну из своих песен. Очевидно, окрестить песню "Bombenhagel" (дословно - ливень из бомб) было не самым лучшим решением, и за это группе пришлось неоднократно оправдываться - сперва на аннотации к последующему альбому Agent Orange, которая гласила, что "Этот альбом посвящен всем людям - как военным, так и гражданским - которые погибли в результате бессмысленных войн по всему миру" , а затем и на конверте к Ausgebombt EP, где было написано, что "во избежание недопонимания, заявляем, что Sodom выступает против любых видов ущемления национальных меньшинств в угоду титульной нации, практикуемых теми или иными правительственным кругами в тех или иных государствах". Такие дела.

Художественное оформление пластинки было выполнено двумя художниками - Йоханнесом Бэком и А. Шлюкком. Именно на это альбоме впервые был изображен образ Knarrenheinz'a - вооруженной фигуре в шлеме и противогазе. Этот боец впоследствии станет самым узнаваемым персонифицированным символом Sodom - точь-в-точь как "Безумный мясник" для Destruction и Эдди для Iron Maiden - и будет изображен на многих обложках релизов группы.

-2

А вот мнение прессы, по большому счету, не изменилось. Рецензент из Kerrang!, очевидно, не имея ни малейшего интереса к трэш-металу, предсказуемо дал альбому 2/5, сокрушившись по поводу качества звучания и добавив, что "не видит в альбоме ничего стоящего вашего внимания" и "записывать альбомы с таким плохим звуком для тяжелой группы попросту непозволительно". В лучших традициях халтурной журналистики не обошлось также и без феерических сравнений: "у Sodom нет таланта ни уровня Metallica ни уровня Anthrax".

Проблеск адекватности ожидаемо проявили Metal Forces, оценив Persecution Mania на 95 из 100 и прокомментировав оценку словами "Sodom оставили за бортом мучительную отягощенность Obsessed By Cruelty и трансформировались в более доступное и понятное трэш-металлическое состояние", отметив, что "за последнее время вышло довольно мало трэш-металлических альбомов, которых я мог бы порекомендовать с чистым сердцем, но Persecution Mania - один из них".

А что думает сама группа?

"Мы очень сильно гордимся тем, каким в итоге получился Persecution Mania. В сравнении с нашими предыдущими работами он звучит совершенно по-другому, но при этом он полностью сохранил то, что делало звучание Sodom именно звучанием Sodom, выведя его на качественно новый, гораздо более профессиональный уровень" - рассказывает Томас Зух во время одного из промо-интервью, данных во время выпуска первого концертного альбома Mortal Way of Live. Как утверждает Томас, несмотря на лившуюся со всех сторон критику, уже за 10 месяцев им удалось продать около 50000 экземпляров Persecution Mania, не считая пиратских копий.

После выхода вышеупомянутого Agent Orange, Томас и его команда достигли еще больших коммерческих успехов, не в последнюю очередь благодаря Харрису Джонсу, продолжившему сотрудничать с группой на правах продюсера. Но именно Persecution Mania перевел Sodom из подвала в высшую лигу, где эта команда до сих пор и находится, а сработавшееся трио Angelripper-Witchhammer-Blackfire до сих пор называют не иначе как "золотой состав Sodom" .