Найти тему

Анапанасати в монастыре. Контроль тела - контроль желаний

Традиционно тайцы не едят утром. Или может я жил всё это время не в той семье? У нас только Пым перед школой перекусывал клейким рисом и палочкой жареного свиного фарша Мупин. Жена брала с собой на работу. Мои водители, подбирая меня на остановке, обязательно заезжали в Сэван (7/11), чтоб выпить стакан кофе 3 в 1 или большой стакан чая с молоком и льдом. Не открою секрет, но все тайские монахи – тайцы. А поэтому сохранили все тайские гастрономические привычки, и для них завтрак после сбора пожертвований (это обязательная работа монаха) и утреннего чатинга – это нормально. Мне было первое время очень тяжело. Я привык выпивать кофе с молоком и тостом из хлеба с сосиской. Это единственная моя привычка, оставшаяся после России. А если в монастыре много молодых монахов, которые пришли на время, один из старых монахов или ломпо обязательно перед трапезой прочитают дополнительные наставления по умерению своих плотских желаний и пристрастий. Все сидят перед чашками с рисом и «к рису», пускают слюнки и терпеливо слушают проповедь.

слон Ераван
слон Ераван

Проповедь обычно заключается в том, что еда для нас – способ жизни на этой Земле, а не для удовольствия. Только ради поддержания в нормальном состоянии физического тела, а ум должен быть свободным от прихотей в еде. Это Ведана – чувства. Второй этап Анапанасати направлен, после установления контроля за телом посредством отслеживания дыхания, на изучение и обуздание чувств. Ведана – наши чувства и желания. Ведана – то, что движет всем миром. Контроль веданы даёт нам возможность управлять миром, как контроль за дыханием даёт нам возможность управлять собственным телом.

Я сижу в позе лотоса и пытаюсь отключить все мысли. «Я думаю о том, что я не думаю» - парадокс. Это шутка, услышанная мною давно от своего друга. Секреты опустошения сознания и секреты наблюдения за дыханием от «послушника Шана»…

Учителя медитации советуют не считать вдохи-выдохи, а просто наблюдать движение воздуха, но я считаю. Счёт вдохов и выдохов позволяет на первых порах сосредоточится именно на дыхании. Как я говорил – цель наблюдения за дыханием – контроль за телом. Учителя советуют исследовать своё дыхание, пробовать разные его способы и формы, но стремится надо к тому идеалу, который дают китайские мастера цигун – «дыхание должно быть тонким, лёгким, глубоким и мягким». Становиться таким дыхание будет постепенно, и зависит это от положения тела тоже. Дыхание следует за мыслью или мысль следует за дыханием? В начале дыхание надо вести мыслью, а как же иначе. Счёт помогает в этом. Затем, наладив правильный ритм, дыхание можно отпустить и только мысленно следовать за ним, изучать его. Буддистские учителя рекомендуют делать глубокий вдох, небольшую остановку, выдох с такой же остановкой в конце. Я следуя своим старым навыкам, отпускаю дыхание и оно течёт само тонко, легко и мягко, не задерживаясь, не прерываясь, не останавливаясь. Вдох незаметно переходит в выдох, достигнув дна, а выдох незаметно становится вдохом в следствии полного опустошения лёгких. А я только смотрю за ним. Потом я пытаюсь почувствовать, а что же происходит во мне в это время.

Первый признак воздействия дыхания на организм у меня проявился в разложености носа. Утром всегда у меня немного заложен нос, это следствие чуть повышенного давления в жарком климате и отёка слизистых. После нескольких минут анапанасати дыхание полностью становилось свободным, нос начинал дышать очень легко. Это сподвигло меня к следующим наблюдениям. Дыхание становилось всё легче, ритм его замедлялся, хотя я не делал это сознательно. Успокоение дыхания приводило к изумительному успокоению сознания, затуханию ощущений внешнего мира. Уже ничего не мешает, а время сжимается. В монастырях не нужны часы, всё делается по звуку колокола и гонга. Я ставил зажжённую ароматическую палочку, чтоб хоть как-то контролировать время. И если следить за дымом благовоний сознательно, то палочка горит около получаса. Если практиковать анапанасати, то время это сжимается (или растягивается???) удивительным образом. Иногда кажется, что время на медитацию было отмерено недостаточно. Чтоб углублять дыхание, делать его более долгим, буддисты рекомендуют вести счет. Не счет циклов, а как бы счет секунда на вдох и выдох. Мне казалось, что это несколько отвлекает от самого процесса, и я не практиковал так. В этот раз у меня на телефоне стоит программа «медитации», где можно назначить время и его отрезки. Оказалось, удобно. Просто сижу медитирую, наблюдаю за дыханием, где-то в глубине веду счет… Звуковая капля программы оповещает, что минуло 5 минут. Ого! Раньше в пяти минутах у меня было 50 циклов, а теперь уже 36, а потом и еще реже дыхание!

С углублением и утончением дыхания наступает спокойствие и расслабление всего тела. Когда-то я читал методики медитаций от разных гуру, где рекомендовали осматривать всё тело мысленным взором, как бы тёплый душ от макушки до пят. И следуя этому душу надо расслабляться, пытаться вновь и вновь. Отслеживая дыхание я чувствую, что тело само расслабляется, самопроизвольно, просто следуя ритму вдохов и выдохов. Вместе с расслаблением тела успокаивается и сознание. А это уже шаг к контролю за желаниями ведана. Две эти вещитесно взаимосвязаны. Чувства и желания наши происходят именно от желаний тела. И, как говорят буддистские монахи, научившийся контролировать чувства получает возможность контролировать весь мир. Ведана – движущая сила мира! Буддизм –очень простая философия. Будда говорил – Не верь ничему, проверь всё сам. И все постулаты буддизма удивительно просты и жизненны. Все их можно проверить своим опытом.

Методика контроля за чувствами точно такая же, как методика контроля за дыханием. Их надо изучать, понять природу чувств и желаний, тогда становится возможным контролировать. Обычно жалуются на навязчивые мысли, освободиться от которых почти невозможно. Так представляется. Учителя рекомендуют рассмотреть эту мысль со всех сторон, подумать её, исследовать, а затем.. отпустить. В дальнейшем, всегда вовремя медитаций приходят разные мысли. Надо стараться, чтоб они текли сами по себе. Ты сидишь в медитации, а мысли пусть текут по сторонам, лишь краем затрагивая твоё сознание, успокоенное сознание, не вторгаясь в него. Постепенно можно научиться не наблюдать эти мысли, а просто давать им течь свободно и не мешать, как поток реки, на берегу который ты сидишь и рыбачишь. Так приходит контроль над чувствами, а значит и контроль над желаниями. Просто обдумать и отпустить. Любое чувство, любое желание временно, а поэтому не стоит того, чтоб отвлекаться на него подолгу.

Это уже переход к чита – контролю ума, сознания, разума. И основывается этот контроль на первых двух практиках, а также на краеугольном для буддизма постулате о Природе вещей. Об этом я порассуждаю в следующей статье.

медитация после вечерней молитвы перед отбоем
медитация после вечерней молитвы перед отбоем

Вся жизнь в буддистском монастыре направлена на умерение желаний, на контроль за чувствами. Ранний подъём и чаттинг, поздний завтрак и невозможность перекусить после полудня, нельзя спать на высоких кроватях, все монахи и послушники спят на полу на циновках. Пользоваться мобильными гаджетами, в отличие от ретритов для европейцев, можно, но сами монахи этим не злоупотребляют. Я заглядывал в интернет всего пару раз, для того что бы сделать необходимые платежи, ну и в Дзен заглянул. Местные, что проходили ретрит, пользовались телефонами вовсю. Пища не такая аскетичная, как в ретрит-центрах, там я привык и полюбил рисовый суп. Местные жертвуют монахам из принципа "как себе". Питательно и вкусно. Но после полудня ничего кусать нельзя... Отбой тоже ранний в 21 час, это и возможность еще раз успокоить сознание и помедитировать перед сном…

Кстати, фото не из моего ретритового монастыря, а из соседнего с моим жилищем, куда я и без ретрита захаживал для "просветления". На своём ретрите я посчитал не прилично ходить и фоткать, хотя тайцы этим не гнушаются.