«Мадам Бовари» — один из самых читаемых романов в мире. Литературоведы нескольких поколений, изучая роман буквально под микроскопом, препарируя самые незначительные сюжетные повороты, пытаются разгадать тайну притяжения читательских симпатий к этому произведению.
Своим опусом мы ставим перед собой не самые благородные из целей: попытаться понять силу литературного обаяния романа Гюстава Флобера «Мадам Бовари»; ответить на вопрос: «Кто же такая Мадам Бовари?»; почувствовать, как относился автор к главной героине и персонажам собственного произведения.
Говоря о задачах, будем реалистами. В первую очередь, хорошо было бы нам, современным молодым, не очень поднаторевшим в чтении людям, для начала прочесть роман. Пусть поверхностно! Наискосок! Пролистывая скучные описания мещанского уклада чужой и чуждой нам, Франции 19 века. Во-вторых, мы попытаемся взглянуть на образ главной героини с разных углов, и ответить на вопрос: кто Вы, Эмма Бовари? Третье: сопоставить разные точки зрения на эту противоречивую личность. В большей степени, чужие (на свои мы, увы, пока не способны). Не слишком глубоко, но зато самостоятельно поразмышлять над тем, не кроется ли в этом противоречии загадка успеха романа. Последняя, не самая легко реализуемая задача, заключается в оценке роли общества в драматических событиях, мастерски описанных Г.Флобером.
Что касается проблемы, то на первый взгляд все просто. Эмма Бовари — женщина, которая не знает, чего хочет ее мятущаяся душа. Эмоциональная беспечность, а порой глупость и инфантилизм порождает череду конфликтов, приведших, в итоге, к трагедии. Позднее эту же проблему поднимет Л.Н.Толстой в своем романе «Анна Каренина». И, несмотря на различия фабул романов, мы видим, что сюжет вечен и прост, а финал - предсказуем.
«Мадам Бовари» — роман, который прославил Гюстава Флобера сначала на всю Францию, далее — на всю Европу, а затем — на весь мир. При этом, появление романа в литературном журнале «Улицы Парижа» чуть не закончилась для самого автора произведения и редактора журнала заключением в городскую тюрьму за «оскорбление морали».
Очевидно, что обществу не пришлись по нраву натурализм и безжалостность, с которым автор развенчивает пасторальный образ провинциального уклада жизни буржуа. Из под тонкого, чувственного пера Флобера не вышло ни одного образа положительного героя, которого истово вожделел рафинированный, испорченный картинным романтизмом, читатель только что вошедших в моду литературных журналов, что автоматически отправляло автора в когорту преданных литературному остракизму. Но, как известно, сладок запретный плод. Еще слаще любопытство, с которым благочестивое общество хотело заглянуть за тяжелые двери чужих спален, особенно, если где-то неподалеку слышался звон ссыпающихся в карман ростовщика золотых монет или стон разбившихся иллюзий.
В основе романе лежит вполне реальный, и простой до банальности сюжет, который нашептали Флоберу его друзья, в частности, редактор журнала Максим дю Кан и Луи Буйле. Его суть заключалась в том, что молодой вдовец, служивший провинциальным врачом, берет в жены прехорошенькую девушку, которая, казалось бы, должна была стать идеальной женой, хозяйкой и матерью. Однако мещанский уклад провинции не устраивал молодую жену. Безудержные траты на наряды и любовников с одной стороны, и презренное равнодушие с собственному мужу и ребенку, с другой, в итоге приводят женщину к трагической смерти от яда. Участь мужа трагична не меньше. Несчастный, он до последнего отказывался верить в досужие домыслы завистливых доброхотов, а потом, не выдержав удара судьбы, скоропостижно умирает. Невинной жертвой всей этой нелепой интриги и вовсе оказывается дочь главной героини, оставшейся сиротой с туманными перспективами.
Мы ознакомились с критическими статьями относительно противоречивого образа главной героини. Нас удивило, сколь по разному он был воспринят мастерами литературы и критиками. Казалось бы, Эмма Бовари — вполне однозначный персонаж, заслуживающий порицания и всяческого осуждения. Однако Шарль Бодлер каким-то непостижимым образом разглядел в ней недосягаемую высоту души и «близость к идеалу человечности».
Своеобразное отношение к персонажу демонстрирует наш отечественный литературовед, некто Б.Г.Реизов. Он соотносит библейские и мифологические сюжеты и героев с жизненным путем и личностью госпожи Бовари. Вот в каких эпитетах он говорит о ней: «фаустовское беспокойство», «пути, ведущие от Прометея и Каина к Эмме Бовари».Что это? Глубочайший психологический анализ вымышленного персонажа? Желание наделить женщину несуществующими качествами, а жизненный путь оправдать какими-то особыми мотивами? Или это просто желание соригинальничать, которым грешат многие окололитературные деятели? Как бы там ни было, здравая критика, тем не менее, все же звучала. А.В.Карельский прямо говорит об «извращенном сознании» героини, и наделяет ее «живой, страдающей» душой, «открытой и нашей насмешке и нашему состраданию одновременно».
Интересно отношение самого Г. Флобера к порождению своего литературного гения. По большому счету, авторская оценка Эммы Бовари — это во-многом то, что делает Флобера писателем-реалистом. Он не стремиться наделить героиню какой-то особой выдающейся внешностью. Напротив, он подчеркивает ее обычные глаза, простые деревянные башмачки и пр. Но! Он наряду с ее пустым характером и внешностью, автор не скупится на то, чтобы читатель все же уловил этакие намеки на устремления к чему-то высокому, светлому и духовному. Например мы с удивлением узнаем, что наряду с сентиментальными романами и романсами "об ангелочках с золотыми крылышками", Эмма с упоением читала и Скотта, и Ламартина, и Гюго. Мы видим, ка формировался ее внутренний мир. Ее духовность застряла где-то между…
Несмотря на то, что Флобер выносит суровый приговор своей главной героине, во многом в произошедшем он обвиняет то общество, в котором ей пришлось существовать. Существовать в обществе и не быть его частью невозможно. Вот и Эмма Бовари — порождение своего окружения, которое Флобер презирает, не скупясь на изобличительные художественные приемы.
Подводя итог размышлений, мы приходим к выводу, что любовь — двигатель цивилизации. То, что заставляет человечество стремиться вперед. Но! Если это высокое чувство подменяется телесной страстью, инстинктом, то движение вперед трансформируется в ужасный скачок назад, и неизменно приводит к бесславному концу, что называется «каждому — по делам его».
Эмма Бовари — отличное тому подтверждение. Как читатели, мы не испытали к этой женщине ни сочувствия, ни сострадания. Мало того, мы почувствовали неприятное чувство неловкости, как-будто стали свидетелями неприятной, скабрезной сцены чужих любовных утех у черного входа старинного особняка. Судя по всему, те же чувства испытывал и Флобер к персонажу, вышедшему из под его пера. И это несмотря на то, что он отдает дань ее привлекательности и тоске по истинной любви. Но еще больше он презирает то общество, которое окружало несчастную. «В их равнодушных взглядах отражалось спокойствие, которое достигается ежедневным утолением страстей, а сквозь мягкость их движений проступала та особая жестокость, которую пробуждает в человеке господство над существами, покорными ему не вполне, развивающими его силу и тешащими его самолюбие, будь то езда на породистых лошадях или связь с падшими женщинами».
Мы разделяем позицию автора в отношении социума того времени. Он находит именно те слова, которые, обладай мы даром красноречия, слетали бы с языка и у нас, в отношении социума сегодняшнего времени. И в этом, как нам кажется, состоит: а) творческая эволюция автора от поверхностного романтизма в самом начале литературного пути к безжалостному, но глубокому реализму в его конце; б) актуальность романа сегодня. Этакая связь времен.
P.S. Почему-то эта студенческая работа была отвергнута преподавателем... Интересно, почему?