Многие исполнители завидуют руководителям. Ведь зарплата у них выше, а работа их с исполнительского уровня кажется очень простой.
К тому же в большинстве предприятий система устроена так, что повысить свой доход люди могут только одним способом – начать руководить. Это не лучшая система, но другой чаще всего просто нет. Горизонтальная карьера, позволяющая специалистам наращивать доход без перемещения по служебной лестнице, внедряется только в тех отраслях, где без неё просто не выжить – например, в айти, или в компаниях, которые строят грамотную систему управления. Но таких компаний единицы. Так что, многие мечтают руководить. Это и доход приносит, и важности придаёт.
Простая работа?
Что интересно, большинство исполнителей считает, что работа руководителя легка и проста. Что нет ничего сложного в том, чтобы поставить задачи и получить результаты. Поэтому думают, что, зайдя на руководящую позицию они сделают всё намного лучше, чем их собственный руководитель. Ведь он просто чего-то там не понимает. Он просто злой и глупый.
Они не знают о том, что управление – работа сложная и нервная. Не знают о том, что люди ведут себя далеко не так, как в их фантазиях. И о том, что коллектив – это живой организм: набор характеров, комплексов, жизненных позиций, дружбы, неприязни и тому подобного. И что со всем этим нужно как-то справляться. И при этом еще и достигать целей, поставленных компанией.
Когда я обучаю руководителей, то от начинающих часто слышу такие слова: «Я думал, что руководить легко. Просто надо говорить людям что делать. А оказалось, что это совсем не просто».
Сложности управления
Да, это действительно намного сложнее, чем может показаться со стороны или с исполнительской позиции. Руководить – это постоянно решать задачу выбора. То есть, принимать решения.
В управлении людьми – подбирать тактику поведения с каждым сотрудником, находить компромиссы, отвечать за те результаты, которые принесли подчиненные. И постоянно анализировать риски, связанные с людскими эмоциями и иррациональным поведением. Всё это загружает мозг задачами, которые почти не приходится решать подчиненным. Конечно, исполнители тоже принимают решения. Но они отвечают только за себя.
В управлении взаимодействием нужно постоянно анализировать как прагматичную часть: бизнес-процессы, готовность системы к изменениям внешней среды и форс-мажорам, так и принимать во внимание личные отношения руководителей групп или подразделений. Ведь даже в идеально выстроенной логике процессов может возникнуть недопонимание между людьми, которое приведет к срывам.
Благодарность?
В общем, мозг руководителя всегда загружен сложными задачами, которые выматывают. И при этом, насколько бы правильные решения он ни принимал, обязательно найдутся недовольные. Обязательно кто-то будет перешептываться за спиной, наивно полагая, что до руководителя не дойдут его слова. И опять же, руководителю придется принимать решение о том, отреагировать или оставить всё это без внимания ради сохранения эффективности процесса.
Так что, руководить – это трудная и далеко не всегда благодарная работа. Так что, стоит очень серьезно подумать перед тем, как принимать предложение возглавить какое-либо подразделение и взять на себя ответственность за его результаты.
А если все-таки решитесь, то начинайте учиться. Минимальный набор знаний выглядит так:
Постановка задач
Нужно изучить структуру служебного задания (воспользуйтесь технологией SMART) и способы передачи заданий подчиненным – прямая постановка задачи, обратная постановка задачи (обсуждение).
Мотивация
Нужно изучить базовые теории мотивации, чтобы понимать почему люди определенным образом реагируют на задания и слова. И чтобы не сорвать себе нервы от непредсказуемости людского поведения.
Обратная связь
Нужно изучить алгоритмы коррекции поведения подчиненных. Это поможет исправлять ошибки еще до того, как они привели к катастрофическим последствиям.
Поведение людей в ситуации изменений
Понимая, что происходит с психикой человека в ситуации изменений, вы сможете спрогнозировать риски некорректного поведения своих сотрудников. И кроме того, сможете более эффективно управлять собственным поведением в таких условиях. Опять же, сможете сэкономить большое количество нервов.
Объективная оценка деятельности людей
И конечно же, нужно научиться отделять факты от эмоций. Только так можно избежать ситуации, при которой на вас оказывают эмоциональное влияние ваши собственные подчиненные. Ведь такое влияние означает, что на самом деле, руководят они. Но при этом не несут управленческой ответственности.