Найти тему

«Звонок»-2002: любимый «ужастик» – потому что душевный

Всем известно, что хоррор (в простонародье «ужастик») – это низкий жанр. Этакий аттракцион под попкорн, рассчитанный на один раз – попугаться или поугарать в компании. Но вот с фильмом «Звонок» у меня сложились особые отношения: мало того, что я систематически пересматриваю его, так еще и помню наизусть все диалоги. И да, я в курсе того, что фильм 2002 года – это ремейк одноименного японского фильма, и именно благодаря азиатскому оригиналу поп-культура обогатилась образом пугающих длинноволосых девочек (Привет, серия игр «Fear» и куча фильмов-подражателей!), а также байками о смертельных файлах (Привет, «убивающие картинки» и «смертельные» видео а-ля «Suicide Mouse» и «Mereana Mordegard Glesgorv»!).

Злая девочка из колодца стала настолько узнаваемым персонажем, что над ней не постебался только ленивый.

В конце концов стебаться над «Звонком» всем надоело (чему поспособствовали многочисленные ремейки японских ужастиков разной степени паршивости), и это даже стало своеобразным моветоном.

Я честно пыталась посмотреть и японский оригинал, но он, что называется, «не зашел», очень уж специфично азиатское кино, да и видео с «той самой кассеты» показалось не таким инфернальным, как в американской версии.

Все-таки режиссер Гор Вербински не зря ест свой хлеб (Спасибо ему за «Мышиную охоту» и первые три части «Пиратов Карибского моря»!). Вместе со сценаристами он проделал огромную работу по приведению истории к тому виду, что усваивается «европейским» сознанием.

В отличие от ленивого ремейка «Олдбоя», где даже не поменяли китайские пельмени, которыми кормили главгероя в заключении (Вот это я понимаю – самый очевидный американский фастфуд! *Сарказм*), в «Звонке» азиатские корни не лезут из всех щелей (кроме нарочно оставленных приятных отсылочек, вроде японской школьной формы, в которую одеты девушки из пролога

Здесь и далее кадры из фильма.
Здесь и далее кадры из фильма.

и японского клена, семена которого называются «Самара» – именно такое имя было у нашей девочки из колодца).

Сюжет прост. Если вы до сих пор его не знаете, то вкратце дело было так: у главной героини-журналистки Рэйчел при загадочных обстоятельствах погибает племянница. Выясняется, что за неделю до смерти она и ее трое друзей посмотрели некую видеокассету, о которой ходят страшные слухи среди подростков. Проводя свое частное расследование, Рэйчел наталкивается на то самое видео. После просмотра у нее звонит телефон, и детский голос в трубке лаконично сообщает: «СЕМЬ ДНЕЙ!»

-5

* В нашем городе есть сеть магазинов, продающих товары для дома, парфюмерию и средства для ухода за собой. Название магазинов состоит из этой самой фразы, и до сих пор при чтении вывески в моей светлой головке автоматически включается голос из телефона. *

Так чем же цепляет этот фильм?

Атмосфера.

Видно, что создатели ленты конкретно «заморочились». Весь фильм выдержан в единой зеленовато-серой цветовой гамме, а освещение выставлено так, чтобы герои не отбрасывали теней. Все это создает тревожную и какую-то «нездоровую» атмосферу.

-6

При этом на протяжение всей картины постоянно льет дождь (здесь спасибо плохой погоде, которая была во время съемок), и некто невидимый отсчитывает дни: «Четверг. День первый» (и далее по очереди). Это добавляет депрессии и обреченности в происходящее.

-7

Причем мрачно выглядят даже самые обычные действия, снятые крупным планом и с подкрученным звуком: мальчик «громко» рисует восковыми мелками или вода в ванной со зловещим урчанием утекает в слив.

Смертельное видео не содержит в себе каких-либо откровенно трэшовых или кроваво-мясных моментов, но здорово давит на психику.

При этом каждый кадр сего «артхауса» несет в себе сюжетный смысл.

После просмотра кассеты приговоренный начинает видеть предзнаменования во всем, что его окружает: влажный след от кружки имеет форму кольца;

«Ты умрешь!» – заявляет герою продавщица в магазине, имея в виду то, что он много курит;

«Мало времени!» – неожиданно выдает сын главной героини, когда та укладывает его спать.

Зритель постоянно пребывает в напряжении, наблюдая как нечто потустороннее все чаще просачивается в реальность обреченных героев: вот муха на стоп-кадре выползает из-под экрана телевизора, а вот искажаются на фото/ камере наблюдения лица просмотревших.

-9

Ты не сразу обнаруживаешь, что создатели пугают исключительно атмосферой и деталями, – в фильме попросту НЕТ СКРИМЕРОВ!

«Монстр» присутствует в кадре очень малое время, но при этом постоянно напоминает о своем наличии косвенно. Да и «на виду» девочка из колодца движется нарочито медленно.

Даже тела погибших, у которых жутко искажены черты лица (вот они меня нервировали больше всего), показываются спустя долгое время после их обнаружения.

* Кстати, а кто усаживал тела на стулья и прислонял к стене, если мы ясно видели, что бедолаги в последние секунды пытались убежать или уползти? Самара что ли?

В свое время многие критиковали реакцию жертв: почему, мол, те такие тупые, не щемили со всех ног от медлительной девочки из колодца? С годами, узнав собственную реакцию на неведомую фигню, я понимаю, что такое поведение вполне обосновано: далеко не все напуганные люди моментально начинают орать и убегать. Некоторые, как я, замирают не несколько секунд, до конца не веря в происходящее. *

Персонажи.

Как ни странно, персонажи ужастика НЕ БЕСЯТ! Они не тупят и не выступают в роли безликого пушечного мяса.

Рэйчел в исполнении Наоми Уоттс великолепна. Сильная женщина в хорошем смысле этого слова (а не в недофеминистичном, как принято сейчас).

-10

О лихом прошлом героини напоминают тяжелые бутсы в ее шкафчике. Став матерью, Рэйчел остепенилась. И хотя из-за работы у нее вечно нет времени и образцовая мамочка из нее не очень-то получается, видно, насколько она любит сына Эйдана.

Эйдан… как бы это сказать… выглядит явно не от мира сего. Он немногословен и чуток заторможен, но при этом на редкость самостоятелен и знает явно больше, чем положено ребенку.

-11

Судить об актерской игре мальчика сложно, но его образ вносит свою долю дискомфорта, и временами Эйдан в кадре пугает похлеще самой Самары.

Ноа. Оператор и специалист по видеотехнике.

-12

Как можно понять из реплик героев, Ноа – это бывший сожитель Рэйчел и отец мальчика. И ушел он от них не потому что говнюк, а из-за того, что главгерои попросту не ужились по молодости лет.

Ноа часто наблюдает за сыном со стороны, но не решается заговорить. Между ним и Рэйчел все еще теплятся отношения. Именно к нему в первую очередь обращается за помощью главная героиня.

Ноа – это позитивный и находчивый персонаж, который радует не меньше главной героини.

-13

Примечательно, что Эйдан называет отца только по имени и чередует «мама» и «Рэйчел», когда обращается к матери. Во второй части фильма Эйдан обращается к героине исключительно «Рэйчел», что является важным элементом сюжета.

На удивление вкусно поданы и второстепенные герои. Например, администратор мотеля, с которым беседует Рэйчел, постоянно пытается показать ей карточный фокус, но у него не очень-то получается.

-14

При первом появлении Рэйчел с кем-то спорит по мобильному телефону и в запале восклицает: «Если тронешь мою колонку, я приеду и выколю тебе глаз тем карандашом, который ты так любишь!»,

а позже, несколько сцен спустя, мы наблюдаем диалог между Рэйчел и ее редактором, мусолящим в руке красный карандаш:

Ты уволена.

– Вовсе нет.

– Да, уволена.

– Говорю тебе, нет! У меня есть громкая история.

-15

Забавные у героев взаимоотношения.

Из таких мелочей, которые осознанно замечаешь лишь при повторных просмотрах, и создается очарование персонажей.

Мне нравится, как сделан фильм, как герои идут по следу, пытаясь понять, что кроется за смертельно опасной кассетой. И лишь изредка во мне просыпается сюжетный критик. Ну, в самом-то деле зачем было ВОЗДВИГАТЬ ЗДАНИЕ ПОВЕРХ КОЛОДЦА?! Это что за архитектурное решение такое? Неужели дом и колодец нельзя было сделать отдельными локациями? И зачем было вырезать сцену, объясняющую, куда пропал администратор мотеля в тот момент, когда герои самозабвенно громили гостевой домик?

Но все эти ляпы прощаются, когда Рэйчел и Ноа подбираются вплотную к истории Самары.

Любовь, семья и одиночество

Зрители вместе с героями по крупицам воссоздают невеселое прошлое Самары: одинокая «комнатка» под потолком конюшни, пустая белая палата больницы, равнодушные врачи с медицинскими приборами…

-16

Фильм показывает семью с темной стороны и поднимает сложные, я бы даже сказала провокационные вопросы. Должны ли родители всегда заботиться о ребенке, или в какой-то момент их «запас прочности» все-таки исчерпывается? Готовы ли вы пожертвовать своей жизнью ради близких? А жизнью других, незнакомых вам людей, – ОЧЕНЬ МНОГИХ людей?

В какой-то момент Самару становится по-человечески жаль.

«Как хотела Самара, чтобы ее услышали!» – очень простая, но такая пронзительная фраза, оставляющая ощущение грусти до самого конца фильма! Ведь все мы боимся одиночества, быть непонятыми, нежеланными, отвергнутыми самыми близкими людьми.

-17

Человеческая природа – это отличительная черта азиатских демонов. Демон или злой дух – это не инфернальная бабайка, которая пакостит просто от того, что «хорошими делами прославиться нельзя». Это искаженная душа умершего человека, с которым при жизни обошлись жестоко. И теперь это создание жаждет мучить других, дабы и остальные страдали так же, как он когда-то.

Можно ли сочувствовать демону, если у него больше НЕТ человеческой морали? У меня каждый раз идут мурашки от практически статичной сцены: врачебная видеозапись; опутанная всевозможными проводами и датчиками Самара сидит на стуле и смотрит в камеру.

– Ты никому не хочешь причинять боль! – настаивает наблюдающий ее врач.

На что Самара отвечает:

Но я буду… хотя мне жаль. Это НЕ ОСТАНОВИШЬ.

-18

_____________________________________________________________________________________

Фото от автора.)
Фото от автора.)

Понравилось?)
Ставьте лайк. Лайки  не обязательны, но приятны и крайне мотивирующи для автора.

Хотите еще мистики, книг, сериалов, комиксов, игр и злобно-латинских измышлений о жизни - подписывайтесь.)

Заходите в нашу группу ВК - там у нас своя атмосфера.)