Найти в Дзене
Пойдем в кино

Реинкарнации Носферату

Оглавление

Отдельный блок анализа, я посвящаю самому ужасному персонажу истории – Носферату. Вы же смотрели Носферату, верно? Тот самый, классический, может даже канонический, фильм Фридриха Мурнау, о котором я упоминала в своем незаконченном цикле «История кино в картинках».

Смешной вампир с длинными резцами (видимо тот факт, что подобное расположение зубов напоминает о кроликах создатели фильмов о вампирах, поймут позже и перенесут опасные зубы на клыки), мертвецкими длинными ногтями и опасной тенью, гуляющей сама по себе.

Носферату. Симфония ужаса, 1922
Носферату. Симфония ужаса, 1922

Я уже упоминала о том, что с авторскими правами в начале ХХ века всё было плохо. Фридрих Мурнау решил экранизировать готический роман Брема Стокера «Дракула» и не оставил свою идею, даже когда получил отказ от вдовы Стокера, имевшей все права по наследству. Довольно быстро Дракула был переименован в Носферату (даже слово умыкнули из романа), а небольшие корректировки сюжета, видимо, позволили Мурнау очистить свою совесть. Суть в том, что Носферату открыл неиссякаемый колодец тем и идей для вампирских фильмов, все что вы увидели в последствии – вычерпано из него. Ван Хельсинг ведь тоже герой Стокера, да, что уж, даже в «Реальных упырях» один из героев – Петир чертовски напоминает «самого первого киновампира».

Реальные упыри, 2014
Реальные упыри, 2014

Изучая фильмы ужасов, просто невозможно миновать этот образ. Кстати, кто ваш любимый вампир? Нравятся ли вам фильмы такой тематики в принципе? Я, например, до сих пор с уверенностью могу рекомендовать к просмотру «От заката до рассвета» Роберта Родригеса, а вот любимый мною в детстве «Интервью с вампиром» Нила Джордана при пересмотре «взрослым взглядом» не был спасен ни молодым Бредом Питтом, ни уморительными крошечными клычками 12-летней Кирстен Данст.

«Дракула» (1992) Ф. Коппола

Первое, что стоит сказать о «шедевре» Копполы, это то, что к 2020 году он смертельно устарел. Зубодробительные образы нежных нимф – жертв вампира в прозрачных ночных рубашках на ночном ветру, или красные (читай опасные) приоткрытые губы и острые клыки сексуальных невест вампира выглядят не иначе как пошло.

Мне не хочется диагностировать у себя феминизм головного мозга, но видимо само время сделало меня чувствительной к такого рода объективации. Я не могла пропустить тот факт, что фильм «Дракула» — это какие-то картинки пожилого эротомана, потому что каждая сцена здесь пропитана сексом, или его обсуждением, или желанием этого самого секса. И в донесении основной мысли автор ленты не гнушается ничем: губы, груди, языки и стоны будут бомбардировать вас более двух (самых длинных в вашей жизни) часов экранного времени. Первый вопрос, который возник у меня: что Энтони Хопкинс, Гэри Олдмен и Киану Ривз в купе с Вайноной Райдер делают в фильме, который крутили после полуночи по РенТВ в моем детстве? Напоминаю, что основная цель всей моей летней работы по анализу фильмов ужасов – смотреть на взаимопроникновение жанров друг в друга и создание удивительных гибридов, одни из которых прекрасны, словно произведение искусства, другие уродливы и нежизнеспособны, словно творения сумасшедшего генетика. Этот фильм – ребенок фильма ужасов и мелодрамы, а не эротики, как можно было подумать (эротизм присущ фильмическому ужасному в его базовой комплектации). А вот любовь самого главного монстра и его жертвы – это мелодрама, в очень странном и уродливом её проявлении.

Дракула, 1992
Дракула, 1992

В общем, фильм не спасает ни огромный бюджет, ни звездный (на самом деле) состав, ни потрясающая работа костюмера.

Самой большой загадкой, не побоюсь этого слова, дыры для меня было то, как этот фильм умудрился сорвать целых три Оскара. Я уже было начала думать, что в 1992 году мир был каким-то совершенно другим, и мне невероятно повезло, что я ничего из тех времён не запомнила. Но, если присмотреться, награды технические: грим, костюмы, звук, а это значит, что в отсутствии вкуса на драматургию, игру и режиссуру упрекнуть академию 92-го нельзя.

Фильм Копполы - триггер, а оттого моя настоятельная рекомендация не смотреть этот фильм ни в коем случае, если только вы не мой одногруппник и эта лента не была вам задана на лето.

«Тень вампира» (2000) Э. Меридж

Что касается этой небогатой и, скажем, постмодернистской картины, она гораздо интереснее, чем попытка Копполы снять «Дракулу » . В первую очередь хочется сказать о режиссере – Э. Элиас Меридж далеко не звёздный, малоплодовитый режиссер, наиболее известный своими совместными работами с Мерлином Мэнсоном. Основное его качество, о котором можно судить из его фильмографии – он просто обожает ужасы. А еще он любит свои интерпретации известных сюжетов. Обе эти большие любви режиссера нашли свое воплощение в ленте. Он взял за основу реальную историю создания фильма о Носферату, с отказом вдовы Стокера, с поиском актера на главную роль и создал интересную вариацию на тему реальности. Самая сильная сторона фильма, на мой взгляд, это актерский костяк фильма – портретно схожие Джон Малкович и Уиллем Дефо воплощают на экране сходящего с ума кино-гения Мурнау, который не остановится в достижении своей цели, и фриковатого, жутковатого, чересчур увлекшегося системой Станиславского, никому не известного актера – Макса Шрека. Основную сюжетную тайну я вам открывать не стану – вдруг все-таки решите посмотреть фильм на досуге. Обсужу с вами только разрешение этического вопроса – чего стоит искусство? Ведь именно об этом, вспоминая создание «Симфонии ужаса» рассуждают авторы фильма.

Тень вампира, 2000
Тень вампира, 2000

Сумасшедший гений Мурнау создал свой шедевр, окончательно лишившись рассудка и заплатив большую цену – несколько человеческих жизней. Конечно, вопрос допустимых рамок насилия ради творчества в 2020 (спустя 20 лет после выхода «Тени вампира») не только не лишился своей актуальности, а наоборот воспрянул с новой силой. Чего стоит недавний (хотя из-за мощности информационного потока и кажется, что это было в прошлой жизни) скандал с проектом «Дау» Ильи Хржановского. Интересно, а каковы, по-вашему, границы допустимого, и сильно ли они разнятся с действующим УК, если речь идет о художнике?

Несмотря на то, что финал у фильма мощный, и вопросы он поднимает серьезные – фильм немного затянут. Тем не менее его мрачная, неспешная, очевидно синефильская атмосфера придется по вкусу кому-то, так же трепетно любящему жанр и оригинальную ленту, как и режиссер.