Это вторая статья о нашей гениальной актрисе. Начало здесь.
В этом году исполнилось пятьдесят лет до дня трагической гибели Екатерины Фёдоровны Савиновой. Она покончила с собой в канун Пасхи, 25 апреля 1970 года, бросившись под колёса поезда в далёком от Москвы, и близком к своей родной земле, Новосибирске.
Последние 9 лет своей жизни актриса была нездорова. Осложнения после своевременно невылеченного бруцеллёза дали осложнения на нервную систему. Она по нескольку раз в год ложилась в клиники и фактически жила на таблетках. Многие считали что она свела счёты с жизнью из-за того что не хотела больше мучить своих близких.
В трагической смерти Екатерины Савиновой винили Евгения Ташкова, упрекали, как же он мог отпустить ее, больную, одну в столь дальний путь. Эти обвинения абсолютно беспочвенны. Её никто никуда не отпускал. В последний год жизни Екатерина Фёдоровна постоянно находилась под присмотром сиделки. У неё были моменты полного помрачения сознания. Евгений Иванович боялся и предвидел, что жена, находясь в приступе безумия, может убежать из дома. Поэтому он попросил следить за женой сиделку. Но видимо это была судьба. Савиновой удалось обмануть сиделку. Каким-то образом она сумела выйти из дома, поехала на вокзал и села на поезд. Несколько дней семья её искала. Но вскоре из Новосибирска позвонила родная сестра Екатерины Фёдоровны, Мария, и сказала, что та приехала к ней в гости. Евгений Иванович вздохнул с облегчением. Собирался было ехать за ней, возвращать беглянку домой. А потом пришла страшная весть о её гибели.
Кстати выяснилось, что Е. Савинова прожила в Новосибирске около месяца. Почему-то раньше считалось, что она совершила свой последний шаг практически сразу. Её сестра рассказывала, что они этот месяц прожили очень хорошо. Екатерина Фёдоровна много гуляла. Она всем написала прощальные письма. У всех попросила прощения.
В последний день она перемыла все полы в доме своей сестры и сходила в церковь. А потом одев самую лучшую одежду пошла на станцию Новосибирск-главный. Работница станции видела хорошо одетую красивую женщину взволнованно расхаживающую по перрону. Потом женщина перебежала через пути и бросилась под колеса проезжающего состава.
Невольно вспоминаются кадры из фильма "Приходите завтра", когда Фрося мечется по перрону в поисках своего возлюбленного Кости...
А еще больше вспоминается факт, что любимой героиней Екатерины Фёдоровны была Анна Каренина. С её монологом она поступала во ВГИК к Б. Бибикову. Она и смерть себе решила выбрать похожую.
***
Екатерину Фёдоровну похоронили на ближайшем Клещихинском кладбище. Поставили скромненький памятничек с фотографией, и в принципе предали забвению. Много лет могилу никто не посещал. Ни Евгений Иванович Ташков, ни сын Андрей. Изредка ходила на могилу сестра.
И вот спустя 36 лет после трагедии родственники Екатерины Савиновой, режиссер Евгений Ташков и сын Андрей, приняли решение совершить отпевание покойной и перезахоронить тело актрисы в более привилегированной части кладбища. Евгений Иванович не был на её могиле ни разу за это долгое время. Его мучила совесть, что его жена была погребена неотпетой, его кинофильм о Достоевском продвигался очень тяжело и он чувствовал, что это во многом связано с тем что он не отдал последний долг своей любимой супруге.
Получив разрешение на отпевание от церковных властей, Ташковы - отец и сын, приехали в Новосибирск. Вместе с ними приехали их жёны. Татьяна Ташкова и гражданская жена Андрея известная актриса Елена Коренева.
При всей процедуре перезахоронения присутствовал священник Анатолий Новопашный, который был прямым свидетелем явленного чуда.
Когда стали выкапывать гроб все были изумлены, гроб выглядел так как будто тридцати с лишним лет и не было. Гроб был как новенький, совершенно недеформированный, только испачканный землёй. Но время креститься пришло когда сняли крышку гроба. Тело Екатерины Фёдоровны Савиновой оказалось целым. Оно было явлено совершенно нетленным шокированным наблюдателям сего действа. Накрытое церковным покрывалом, на лбу венчик, платочек беленький. Лакированные туфельки и вся одежда на ней были в абсолютной сохранности.
36 лет тело находилось в земле. Специалисты говорят, что за 5-7 лет, ну 10 лет, гроб истлевает, естественным образом сплющивается. Процесс разложения идёт естественным путём. Исходя из этих знаний по нашим законам уже можно захоранивать в одно место другой гроб через 15 лет.
Священник, отец Анатолий находившийся под большим впечатлением от увиденного сказал, что сохранить известную актрису решил сам Господь. Иначе как чудо он не мог это воспринять. Даже после того, как закончилась её земная жизнь, для чего-то её тело оставалось всё это время нетленным, что говорит о том что она отличалась редкой и искренней верой в Бога.
Актрису перезахоронили на центральной аллее кладбища, сделали ей богатую могилу с красивым памятником. Но разговоры о том что стало причиной её нетления не утихли до сих пор.
Точней разговорам не дали хорошенько разгореться. Потому что тут же появились материалистические толкователи этого чуда, которые в свойственном им духе всё разложили по полочкам и угомонили эмоциональных свидетелей.
***
В сказке Э.Т.А. Гофмана "Крошка Цахес по прозванию Циннобер" описана похожая ситуация. Когда из страны выгнали всех фей и волшебников, то там совсем пропали чудеса. Если начинал идти град или появлялась в небе радуга и народ начинал удивлённо смотреть на небо, то тут же на каждом перекрестке появлялись учителя естествознания, которые сразу начинали материалистически объяснять видимые небесные феномены. Всё это делалось только для того чтобы люди не пытались верить в чудеса и не думали о прафеноменальной сути явлений.
Что нам о чуде свершившемся с нетленным телом Екатерины Фёдоровны поведали подобные "учителя естествознания", следователи-криминалисты и иже с ними? В случае с нетленным телом актрисы наши корифеи материалистических версий всё элементарно растолковали. Ну, подумаешь нетление. Эка невидаль. Глубокая закопка гроба с телом. Обычно закапывают гроб на глубину двух метров, а здесь было на пол-метра глубже. Состав почвы в том месте был особый (какой не сказали). У покойной была очень большая потеря крови, поэтому эксперты уверяли, что это могло стать основной причиной нетления. Тело лежало как в морозильной камере. Приём антибиотиков и психотропных препаратов не забыли. Последнее и глубина захоронения, плюс постоянство низких температур, благодаря которым плоть и сохранилась в своем первозданном виде и сделало возможным невозможное. Ура!
А еще впечатляющим было заявление неких материалистов-экспертов, что Е. Савинова сама магически набальзамировала свое тело для каких-то будущих неизвестных деяний.
Объяснили с большим трудом сохранность тела, но совсем не объяснили никак сохранность гроба, который не сплющился землёй, не объяснили почти идеальную сохранность вещей гардероба актрисы. Это уже не столь важно. Ну, типа бывает... Главное, упаси Боже, поверить в чудо.
Надо еще знать что из себя представляет славный город Новосибирск. Автору этих строк довелось пожить недельку там и почувствовать дух города. Это город молодой, который образовался при строительстве Транссиба, и развился в мощный экономическо-культурный центр Сибири, фактически став её столицей, в материалистическое советское время. В городе в 90-е годы была только одна церковь в советское время. Какие-либо христианские традиции там не сильно развиты. Это Вам господа не Кострома с Ярославлем. Там русский дух не сильно витает. Зато в городе было полно различных сект и невероятных духовных организаций большей частью с восточной ориентацией.
В таком городе трудно было разойтись мифу, былине, сказу. Такой город просто так с кондачка не возьмёшь чудесами. Будь то нетление тела или что-нибудь подобное. Вот тарелки летающие в городе регулярно видят. Особенно в районе Академгородка. Это нормально для горожан. А христианские чудеса там не в чести.
Поэтому народ там быстро успокоился и перестал думать об этом потрясающем феномене. И никто не ходил на могилу и не пытался собирать снег вокруг могилы, как было в 1917 году во время перезахоронения, а точней уничтожения тела Г. Распутина. Никто не пытался воспринять сей феномен, как явленное чудо. Многие чудеса с Восточно-Европейской территории Руси часто не находят должный отклик в сердцах сибиряков.
***
Конечно сознание Екатерины Фёдоровны находилось в приграничном состоянии. Она находилась как бы застрявшей между двух миров. Её молодые подруги-актрисы Елена Всеволодовна Санаева и Ольга Фроловна Гобзева впоследствии рассказывали, что наша гениальная актриса им неоднократно говорила, что голоса ей говорят, что если она хочет чтобы был счастлив её сын, то она должна отдать за него свою жизнь.
Интересные слова сказал об этом феномене священник Владимир Соколов, который знал актрису при жизни: "В её сознании это был некий жертвенный акт с помощью которого она спасает сына. У нее очень сильное воображение и сильное слово. Она его гениально воплощала в жизни. Когда она совершила самоубийство она словно дала себе внутренне задание остаться как-то с сыном. Она внутренне не расставалась с сыном до конца. Она делала это для него. В её воображении было все перепутано, но душой её двигали высокие мотивы. Она жертвенно поступила в высоком христианском смысле".
Получается что Екатерина Савинова отдала жизнь свою за сына своего. И за это Господь сохранил её тело, сделав фактически её святой. Уж будем всё называть своими словами. Была она при этом в сознании или безумствовала - не важно. Блаженных же никто никогда не почитал как сумасшедших, а как раз прислушивались люди к их словам и пытались постичь их поступки.
А может её жертвенная смерть таила в себе еще большее предзнаменование. Может она видела в спасении сына, спасение всего человечества. Может поэтому Господь сохранил её нетленной, что её жертвоприношение было не чисто родовое, а имело расширяющиеся рамки обращенные к человечеству. Помните жертвоприношение в фильме А. Тарковского. Главный герой сошёл с ума. Однако свою миссию по остановке ядерной войны исполнил.
Вот что не осталось понятным. Если у нее был венчик на голове и она была завернута в церковное покрывало, то это говорит о том что Е. Савинову уже отпевали в 1970 году. Что же тогда делали в 2006 году, отпевали или переотпевали? Это всё осталось за кадром и никем не объяснено.
Екатерина Фёдоровна подарила нам много чудес при жизни, и никто не мог подумать, что и спустя много лет после смерти она опять нам явит чудо. Но именно так и произошло.
P.S.
Возможно это правильно, что Екатерина Савинова вернулась умирать в Сибирь. Даже именно в Новосибирск. Возможно духовному миру угодно было, чтобы в этом городе был свой святой. Ведь есть же в соседнем Томске могила святого старца Феодора Кузьмича, которого многие считают императором Александром Первым. Теперь и в славном городе Новосибирске зажёгся огонёк Духа, который очищающе действует на ауру приобья.
Из несыгранных работ в последние годы, немного жаль, что актриса не потянула роль в фильме "Одни", Александра Сурина (его многие помнят как исполнителя главной мужской роли в "Асе Клячиной"). Её пришлось снять с роли из-за плохого самочувствия. Это был шукшинский сценарий, при еще живом Шукшине. Два алтайских гения-самородка не смогли завибрировать на одной творческой волне.
Е. Савинова была какой-то безвозрастной (или надвозрастной) актрисой. В "Приходите завтра" она смогла без особого грима стать восемнадцатилетней в свои 36 лет. Екатерина Фёдоровна обладала каким-то немыслимым талантом перевоплощаться на глазах. Огромный успех был у знаменитого дипломного спектакля её курса "Там где не было затемнения". Молодая Катя Савинова играла там старуху Гурьяновну. Её сына играл её однокурсник и ровесник Вячеслав Тихонов. Тогда в зале как раз сидел И. Пырьев, который был в восхищении от её игры и сразу пригласил на роль в свой знаменитый фильм. Этот спектакль, получивший похвалу многих корифеев сцены, включили в репертуар театра студии киноактёра, и он продолжительное время с аншлагами шёл в театре.
Е. Ташков вспоминал об этой работе своей жены: "С Катей происходили какие-то удивительные превращения. Она приходила раньше всех на грим, садилась перед зеркалом, и начинала медленно неспеша гримироваться. Откуда-то появлялись гусиные лапки у глаз, непроизвольно как у старухи опускались уголки губ, лицо становилось всё старше и старше. Это уже сидела старуха и бесполезно было с ней общаться. Грим шёл изнутри и мне становилось страшно. А вдруг она не выйдет из этого состояния? Я просил её - Катя, ну не играй ты эту старуху. Вот станешь старой и ты всё это переиграешь. Не торопись... Старой Катя так и не стала, она погибла совсем молодой в 43 года..."