Найти тему
Дмитрий

Фронты войны за восточное Средиземноморье. Турция против Греции и их союзники

Оглавление

Глубокие противоречия, существующие между Турцией и ее соседями в по разделу морской зоны в восточном Средиземноморье являются основанием предполагать возможность серьезного противостояния, вплоть до вооруженного. Как известно, Турция заключила соглашение от 28 ноября 2019 года в Стамбуле о военном сотрудничестве с Ливией (правительство ПНС в Триполи), включая меморандум о взаимопонимании по морским зонам, что уже вызвало резкую реакцию Афин, так как установленный раздел игнорировал интересы Греции. На официальном уровне Грецию поддержал Египет, а 6 августа 2020 года было подписано соглашение между этими государствами по морским зонам прямо противоречащее турецко-ливийским договоренностям.

Особенностью нынешнего противостояния является широкая коалиция стран недовольных поведением Турции - помимо Греции и Египта, это - ОАЭ, Израиль, Кипр, Сирия, Ирак, Саудовская Аравия и ,что самое интересное, одна из ведущих держав НАТО - Франция. У Турции с союзниками дела обстоят заметно хуже, здесь можно назвать Катар и Азербайджан, который связан конфликтом с Арменией. Другими словами, в военном плане Эрдоган и компания могут рассчитывать только на самих себя. Нападать на Турцию никто не собирается, но очевидно, что если активная внешняя политика с давлением на соседей будет продолжаться, то Анкаре придется столкнуться со столь серьезным противодействием, что может стать прологом к катастрофическим последствия не только для правящего режима, но и для турецкого государства в целом. Эрдоган безусловно это понимает о чем свидетельствует остановка наступления союзников из правительства ПНС в Триполи против сил Хафтара (Ливийская национальная армия) в районе Сирта. Турция старается концентрировать усилия на конкретном направлении, однако, для нее существует серьезная опасность, что локальные действия могут перерасти в полномасштабный конфликт с соответствующими последствиями.

Рассмотрим возможные театры военных действий.

Ливия

Турция может опереться на правительство Сараджа в Триполитании (ПНС) и рассчитывать на благожелательный нейтралитет Туниса, который пытается перетянуть на свою сторону Франция, и Алжира, чье руководство, хотя и не в восторге от действий Турции, но еще меньше его устраивает возможный ввод египетских войск в Ливию. Алжирское правительство, к слову, признает правительство Сараджа, что не мешает давать приют родственникам М. Каддафи. Если Турции придется воевать в Ливии, то ей придется столкнуться с мощной группировкой сухопутных сил Египта, которых поддержит авиация и флот, плюс с высокой долей вероятности на линию фронта прибудут около 40 боевых самолетов и около 10 боевых кораблей ОАЭ. Египет может задействовать около 300 боевых самолетов (причем современных моделей). Учитывая, что у Турции новейшие ЗРК расположены на собственной территории, а адекватную воздушную группировку, без ослабления других направлении, создать невозможно положение может стать для турецких военных критическим. К тому же опыт переброски турецких вооружений не назовешь успешным. Если для противодействия Египту выступит Алжир, то тогда ситуация уже выглядит 50 на 50, но вероятность его участия в конфликте возможна только в случае угрозы взятия Триполи египтянами.

Греческие острова и примыкающие морские территории

Конфликт может произойти если при дележе средиземноморского шельфа стороны перейдут крайнею черту. очевидно, что руководство НАТО и, прежде всего, США постараются не допустить прямого конфликта Греции и Турции, как уже удалось добиться этого во время вторжения турецких войск на Кипр. Однако, ситуация сегодня принципиально иная. НАТО не является той серьезной военной силой, что была до югославского кризиса, а противоречия в регионе достаточно серьезные. Если Греция будет вести боевые действия против Турции 1 на 1, то учитывая лучшую подготовленность и количественное превосходство турецкой армии по ВМС и ВВС шансы у греков незначительные, но широкая военная коалиция в составе Греции, Франции, Египта и ОАЭ ставят турок на грань не просто поражения, но и на серьезные внутренние катаклизмы. Очевидно, что ситуацией попытаются воспользоваться Сирия и Иран. США же постараются дистанцироваться до момента падения режима Эрдогана. После этого боевые действия будут остановлены.

Как и в случае с Ливией, есть основание предполагать, что Турция проявит благоразумие и ограничится противостоянием на дипломатическом фронте, да и члены НАТО попытаются не допустить крайней формы решения противоречий, так как в противном случае на альянсе можно будет окончательно поставить крест.