Осада Алезии (52 год до н. э.): Одно из самых важных сражений во время завоевания Галлии Цезарем. После того как он захватил Галльский город, остались только операции по зачистке.
Война в Галлии
В 58 году до нашей эры Юлий Цезарь начал завоевание Галлии, чтобы положить конец (предполагаемой) галльской угрозе Италии. После двух походов он достиг среднего Мааса и океана, и этого было достаточно, чтобы похвастаться тем, что миссия выполнена. Однако, когда Цезарь попытался вторгнуться в Британию, галлы начали сопротивляться.
Зимой 54/53 года галльские племена подняли восстание. Эбурон, которым командовал Амбиорикс, уничтожил четырнадцатый Легион, и Юлию Цезарю понадобился целый год, чтобы восстановить порядок - или лучше сказать, прежде чем он перебил всех жителей общей области между реками Маас и Рейн.
В следующем, 52-м году галлы дружно восстали под предводительством Верцингеторикса, молодого, харизматичного дворянина. Второе восстание было своевременным, потому что положение в Италии тоже было неспокойным, и Цезарь не мог получить подкрепления с юга. Верцингеторикс попытался отрезать линии соприкосновения двенадцати легионов Цезаря (около 50 000 легионеров с союзниками). Галлы разрушили свои поселения и хранили запасы продовольствия в нескольких хорошо защищенных укреплённых городах. Римляне были вынуждены осаждать эти города, а это означало, что им придется добывать себе пропитание в ограниченном, четко очерченном районе, где легионеры станут легкой мишенью для галльской кавалерии. Впервые за время этой войны римлянам пришлось защищаться.
Алеси
Однако Цезарь сумел вернуть себе инициативу и захватил Бурж, важный Галльский оплот. Теперь он мог пополнить свои войска, и хотя ему не удалось захватить Герговию, он заставил Верцингеторикса перегруппировать свою огромную армию и занять Алезию, город Мандубий, где должна была состояться последняя битва Галльской войны. Город, который его жители называли Алисия, был отождествлен с современной Элиссте-Рейн.
Поскольку римляне были в меньшинстве, они окружили Алезию большими укреплениями, которые были около 15 км длиной. Галльским воинам, которые хотели вырваться, пришлось преодолеть несколько препятствий:
- поле раздражителей, деревянные блоки с закрепленными в них железными крючками;
- поле лилий, заостренные колья в ямах;
- поле надгробий, непроходимый искусственный подлесок;
- две траншеи;
- частокол с башнями.
Раскопки показали, что работы так и не были полностью завершены. И все же этих укреплений было достаточно, чтобы галлы не смогли убежать. Потребовалось бы много времени, чтобы преодолеть препятствия, и солдаты были бы уязвимы для римских стрел.
И все же стратегия Верцингеторикса работала. Ему удалось прижать римлян, которые должны были искать пищу в непосредственной близости, где они будут подвергаться атакам галльской кавалерии и спасательных сил под командованием Веркассивеллауна. Чтобы удержать эту вторую армию, римлянам пришлось построить вторую линию обороны.
Если бы Веркассивеллаун появился вовремя, положение римлян было бы очень шатким, но он опоздал. В Алезии Верцингеторикс был вынужден отослать всех своих коней и часть своих войск, которым удалось прорваться через римские линии. Позже были изгнаны и жители Алезии; римляне не пропустили их через свои линии, так что они оказались зажатыми между галльской деревней и вражескими стенами. Они бы умерли от голода, но, к счастью, конец осады был близок: спасательные силы наконец прибыли и заняли позиции к юго-западу от Алезии.
Решающий бой
К этому времени второе кольцо было почти закрыто. Единственным слабым местом в двойной линии осадных сооружений Цезаря была небольшая брешь на северо-западе. Галлы отчаянно нуждались в прорыве через эту брешь, потому что в Алезии не хватало продовольствия, и осажденным галлам нужно было либо вырваться, либо доказать Римлянам, что их осада бесполезна. Атаковать римских фуражиров было недостаточно: нужно было вести открытый бой. Это было именно то, к чему готовился Цезарь: нападение галлов на стимулы, лилии, могильные камни и траншеи.
По нашему календарю это было 30 августа, по римскому-23 сентября. Первое столкновение было кавалерийским боем к западу от Алезии, на равнине, ныне называемой Ле-лом, который закончился безрезультатно. Целью галльских всадников, возможно, было совершить обход осадных сооружений, чтобы найти слабые места. В своих комментариях Цезарь утверждает, что его люди выиграли битву, но он не может отрицать, что спасательные силы могли остаться там, где они были. Хуже того, галльские шпионы вскоре обнаружили брешь на северо-западе.
На следующий день обе стороны приготовились к сражению, и вечером произошло только одно столкновение, в ходе которого отличился римский полководец Марк Антоний.
Предварительные движения, ведущие к главному столкновению, начались вечером после третьего дня без происшествий. Галльские силы помощи были разделены на две колонны. Один из них нападет на лез-лом; в то же время Верцингеторикс двинется на запад от Алезии. В то время как эти силы будут штурмовать западную часть римских осадных сооружений, вторая колонна спасательных сил выйдет из-за холмов на северо-западе и атакует слабое место во второй половине четвертого дня.
Если верить описанию Цезаря, галлы были близки к победе. Римские позиции к западу от Алезии выдержали двойное нападение, но на северо-западе положение было шатким. Цезарь послал своего полковника Тита Лабиена в угрожаемый сектор. В то же время Верцингеторикс прекратил атаку и решил повернуть на юг, откуда Лабиен отозвал своих людей. У Цезаря все еще был резерв, которым командовали Децим Юний Брут и Гай Фабий, и позднее он лично вступил в борьбу. Верцингеторикс был отброшен назад, и его люди вернулись в Алезию.
Только северо-западный сектор все еще находился под угрозой. Лабиен привел к этому месту 39 когорт, но если верить Цезарю - только прибытие самого полководца, узнаваемого по его красной мантии, решило исход битвы: обескураженные римляне внезапно обрели новую энергию и оттеснили врага. Галльская атака потерпела неудачу, и Галлия должна была стать частью римского мира.
Рассказ Цезаря очень искусен: все зависит от одной-единственной осады, Алесия; во время этой осады все решается в один-единственный день; в течение этого дня действительно имеет значение один-единственный бой, тот, что на северо-западе; и бой там решается одним человеком, Юлием Цезарем. Возможно, все было немного сложнее, но Цезарь не отправил все свои войска в западный сектор и оставил резервы для усиления северо - западного-он мог с полным правом утверждать, что именно его полководец выиграл битву.
Сдаться
На следующий день (3 сентября 52 года) галльские вожди встретились в Алезии, и Верцингеторикс сказал, что они должны решить, что делать. Они послали послов к Цезарю, который потребовал от них сдать оружие, и ждали прибытия вражеских военачальников. Вожди племени пришли и предали Верцингеторикса. По крайней мере, так пишет Цезарь, подчеркивая, что галлы сами отказались от своего вождя. Это был способ обескуражить будущих лидеров мятежников, и, вероятно, это не то, что произошло на самом деле: согласно Кассию Диону, Верцингеторикс оставался у власти до самого последнего момента и удивил Цезаря своим неожиданным появлением.
Примечание
На самом деле это был не конец войны: операции по зачистке продолжались два лета. Римляне снова взяли ситуацию под свой контроль. Около миллиона галлов были проданы в рабство, и столько же было убито; оставшиеся пять миллионов должны были принять римское правление.