Найти в Дзене
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

"Что-то кончается, что-то начинается" (Сапковский)

Сегодня я завершаю серию заметок о Переславском Железнодорожном Музее. И завершаю историей, которая только начинается.
В 2017 году московский Музей индустриальной культуры лишился значительной части своей территории, и начал искать места для расположения своих экспонатов. Так в Переславль приехала пассажирская автомотриса АМ-1, построенная на базе вагона ПВ-40 (такой сейчас в музее служит

Сегодня я завершаю серию заметок о Переславском Железнодорожном Музее. И завершаю историей, которая только начинается.

Два энтузиаста, Александр Гончаров и Михаил Кончиц, начали проект по восстановлению пассажирской автомотрисы АМ-1, построенной на базе вагона ПВ-40. Долго искали место для размещения автомотрисы, некоторое время находились в Музее индустриальной Культуры, а в 2017 приехали в Переславль.

Так АМ-1 выглядела во времена своей работы
Так АМ-1 выглядела во времена своей работы

Несмотря на старания конструкторов Демиховского завода, дрезина АМ-1 по ряду причин связанных со сложностью эксплуатации и обслуживания на предприятиях не прижилась. Они быстро приходили в негодность и с удовольствием списывались с баланса как источник ненужной головной боли. За всё время выпущено их было чуть менее трех сотен, что для советского периода практически штучная партия. Из них сохранились единицы, и то часто только в виде корпуса. Две наиболее комплектные единицы были выкуплены в Румынию, где прошли модернизацию с изменением внешнего вида, управления, салона и ходовой части эксплуатируются на одной из туристических узкоколеек. Действующих или даже более или менее комплектных единиц этой техники в нашей стране не осталось.

АМ-1 приехала в Переславль, фото с сайта музея
АМ-1 приехала в Переславль, фото с сайта музея

Гончаров и Кончиц провели исследовательскую работу: корпус АМ-1 был найден в п. Большеорловском Нижегородской области, привезен в Москву в 2015 году. Колесные тележки вывезены в 2016 году из Белоруссии (а это уже международная операция!) в обмен на торфовозные тележки Мезиновского торфопредпрития во Владимирской области. Недостающие предметы пассажирского салона - сидения, багажные полки, рамы, лампы освещения, регуляторы вентиляции, прожекторы - приехали из Кировской области, где были демонтированы со списанного вагона ПВ-40 ранней версии, который по своему интерьеру является полностью идентичным салону АМ-1 (такой сейчас в музее служит магазином сувениров).

Вагон-донор перед демонтажом. Фото с сайта Музея индустриальной культуры
Вагон-донор перед демонтажом. Фото с сайта Музея индустриальной культуры

Замечу, что все исследования, перевозки и восстановление ведутся исключительно силами энтузиастов, на добровольной основе и во многом на пожертвования обычных людей. Так что восстановление АМ-1 идет неспешно, желающие помочь ему могут обратиться сюда

АМ-1 в ходе восстановления. Фото с сайта музея
АМ-1 в ходе восстановления. Фото с сайта музея

Сейчас АМ-1 выглядит еще непрезентабельно. Но посетители музея могут воочию увидеть, как проходит работа над экспонатами: в музее стоят и вновь прибывшие, ржавые и перекошенные вагоны и паровозы, так и уже отреставрированные, сверкающие свежей краской.

О Переславском железнодорожном музее можно говорить долго, но я на этом завершаю свой обзорный цикл.

Предыдущие статьи по теме: "Раскопки вагонов или история экспонатов", "Полевые железные дороги", "Карельский палисадник из Чухломы", "Узкоколейная Дорога Жизни", "Паровозный тянитолкай", "Войти в дореволюционный вагон"

Я вообще люблю путешествовать. По этой ссылке находится полный список моих заметок об истории и религии Горного Алтая, о Тибете и Кайласе, а также о загадках Аркаима