Поговорил с экспертами организации "Русский лосось" (и знатоками рыбы и рыбалки) для очередного номера National Geographic Russia, где я работаю. Интересная вырисовывается картина: поймать рыбу, приготовить, употребить в пищу – с давних пор это считается значимым ритуалом, демонстрацией успеха. Тысячи мужчин (и некоторое количество женщин) регулярно занимаются рыбной ловлей. С развитием туристической инфраструктуры доступными для рыбаков оказались сотни рек. А что в итоге? За последние 30 лет количество очень ценной рыбы – например, атлантического лосося – сократилось на 70 процентов.
– Я выросла на Кольском полуострове, это традиционное место, где обитают лососевые. До 1990-х рыбу здесь добывали как пищу, но сегодня рыбалка для пропитания потеряла былой смысл.
Это говорит Марина Ковтун – президент Ассоциации содействия сохранению лососевых видов рыб «Русский Лосось».
«Русский Лосось» – одна из основных в стране общественных организаций, которая продвигает принцип ловли «поймал-отпустил», способствующий сохранению дикого лосося. Это веяние больше четверти века назад пришло в Россию с Запада, прижилось и удачно адаптировалась в условиях нашей страны.
– Рыболовы с хорошими снастями могут выловить очень много рыбы. И что будет? Рыба из водоема пропадет. Это неинтересно ни самим рыболовам – в будущем, ни фирмам производителям снастей и организаторам рыбалок. Принцип «поймал-отпустил» подразумевает, что каждая рыба может быть поймана несколько раз. Это выгодно всем, и, главное: рыба остается в своей естественной среде обитания и может воспроизвести потомство.
А вот мнение другого эксперта – Геннадия Жаркова, председателя Наблюдательного совета «Русского Лосося» (и главный редактор журнала "Нахлыст").
Как говорит Жарков, получается, что вокруг одной-единственной рыбы создается комплекс услуг: ведь рыбакам нужно где-то жить, питаться, добираться к месту лова. Так одна рыба формирует вокруг себя целую экономическую систему. По словам Жаркова, принцип «поймал-отпустил», в итоге, трансформировался в фотографирование трофеев:
– Например, семгу или тайменя вообще можно ловить только по принципу – «поймал – отпустил». Полуется, что рыба дорастает до своих максимальных размеров, которые заложены природой, и после поимки возвращается в реку невредимой и дальше идет на нерест, а рыбакам в качестве свидетельства остается фотография с трофейным экземпляром.
Марина Ковтун поясняет: Если бы в начале 90-х на Кольском полуострове увидели человека, который ловит рыбу и отпускает, то сочли бы его, как минимум, инопланетянином. Психология поменялась: сегодня на территории Кольского полуострова расположено больше 40 комфортабельных баз и лагерей, куда прибывают туристы-рыболовы, которые рыбачат по принципу «поймал-отпустил».
По словам Марины Ковтун, такой способ ужения лососевых помогает, в том числе, в сохранении семужьего стада на реках, способствует содержанию водоемов экологически чистом состоянии. В тех местах на Кольском полуострове, где 25 лет назад начинался рыболовный бизнес по принципу «поймал – отпустил», туроператоры получили в пользование рыболовные участки, за состояние которых несут всю ответственность. В некоторых реках состояние популяций было подорвано настолько, что они уже не представляли никакого интереса для рыбаков.
– Спустя два десятка лет численность семги здесь соответствует биологической емкости водоема, – дополняет Жарков. – Водоемы находятся в таком состоянии, в каком они были после ледникового периода 15000 лет назад.
Подробнее – в свежем National Geographic Russia.
А вы бы стали отпускать пойманную рыбу?
Подписывайтесь на канал zorkinadventures в Яндекс. Мессенджере – тут.