В этой статье я расскажу, как и когда повышать ценник, когда этого делать не нужно и как перестать бояться.
Многие фрилансеры стремятся получать больше денег. Для этого есть два пути:
- Брать больше заказов
- Повышать цену работы или часа работы
Если с первым случаем всё ясно: нужно просто находить больше заказов и расширять клиентскую базу, то во втором случае возникает вопрос:
Тварь я дражащая или право имею?
Такой вопрос по поводу повышения цен на свои услуги задавал и я, и мои знакомые фрилансеры. Корни этого явления идут в частности от синдрома самозванца, о котором я уже писал статью (ссылку оставлю в конце поста).
Ответим сразу на вопрос - вы имеете право. Это ваш бизнес, ваши услуги и вам решать, за сколько их продавать. О том, кто и за сколько готов их покупать, поговорим позже.
Признаки того, что вам, возможно, пора повышать цены.
1. У вас стало слишком много работы
Понятие "много работы" может варьироваться в очень больших пределах. Некоторым фрилансерам нормально работать около 10 часов в день, я лично стараюсь не превышать планку четырёх часов в день. В общем, если вы чувствуете, что уже "не вывозите" или не хотите так много работать - начните повышать ценник для НОВЫХ (не текущих) проектов.
2. Ваши клиенты пытаются торговаться из-за каждой мелочи
Неочевидный на первый взгляд пункт, но часто действенный. Практика показывает, что за дешёвой рабочей силой гонятся скупые клиенты, для которых цена важна в первую очередь. Повысив ценник, вы поместите себя в другую когорту исполнителей, к которым относятся более уважительно, ибо знают, что хороший результат стоит денег. Особенно актуально для тех, у кого ценник реально низкий или на переходе между низким и средним по индустрии. После определённого порога (разный в разных сферах) клиенты, которые активно желают торговаться, начинают пропадать.
3. Вы чувствуете, что ваши услуги стоят больше.
Если вы относительно прокачанный в вашей сфере деяетельности, то такое чувство, как правило, не возникает "просто так". Наша насмотренность и интуитивное сопоставление цены и качества может подтолкнуть нас к вопросу к самим себе "а не стоит ли мне поднять цены?". Задав себе такой вопрос, даже случайно, не старайтесь его отрицать или искать отговорки, чтобы не повышать прайс - просто примите это как ещё один сигнал к действию.
Как работать со страхом повышения цен?
Пройдёмся по типичным вопросам/страхам, которые возникают у фрилансеров перед повышением цен.
1. "Вдруг я не найду работы по такой цене?"
Скорее всего, найдёте. Например, программисты, дошедшие до ставки в 3000 рублей в час уже, скорее всего, повышали цены до этого. И раз они дошли до этой цифры, значит, каждый раз находились клиенты, которые платили всё бОльшие и большие деньги.
2. "Я не уверен, что умею/знаю свою профессию, чтобы требовать столько денег"
Бывает сложно, когда нет каких-то объективных показателей, по которым можно измерить ваше мастерство. Особенно во фрилансе, где собеседования проходят быстро в формате "Сможешь сделать?". На самом деле, во фрилансе всегда есть риск того, что проект может пойти не по плану, даже если вы не повышаете цены. Тут мой совет - начать с небольшого повышения, например, увеличить цену на 7-10 процентов.
3. "Почему тогда все фрилансеры не повышают цены?"
Вопрос века. Я думаю, что каждый задаётся вопросами выше, но не все могут ответить на них положительно, или убеждают себя в этом. Опыт большинства не будет сходиться с вашим, если вы хотите как раз из этого большинства вырваться. Вопрос стоит перефразировать: "Как повысили цены те, кто работает за дорого?" - тогда будет легче.
4. "Текущие клиенты уйдут от меня"
Возможно. Но не многовероятно. Постоянные клиенты на то и постоянные, что вы с ними находитесь в процессе прохождения огня, воды и медных труб. Большинство клиентов согласятся на повышение цен ради того, чтобы вы продолжали радовать их результатом, который увеличивает выручку их бизнеса. Тем не менее, я советую повышать цены В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ для новых клиентов. Как только у вас сформируется клиентская база по новой цене, постарайтесь перевести старых клиентов на новые условия оплаты.
Подводя итог
Повышение цен - нормальный экономический и рабочий процесс. Вы становитесь счастливее, результаты вашей работы не теряют в качестве и даже становятся лучше. Ведь вы сможете больше времени уделять непосредственно работе, а не поиску проектов только для того, чтобы закрыть дыры в бюджете. Вооружившись таким подходом, вам будет легче подойти к вопросу повышения цен.
Понравилась статья? Поддержите канал лайком, подпиской и рассказом о статье друзьям! Пишите в комментариях свои вопросы и мысли, поговорим. Также подписывайтесь в Telegram, чтобы следить за анонсами статей: https://t.me/freefreelance_channel
Читать по теме: Синдром самозванца: борюсь с самим собой