Когда я готовила предыдущий материал (сопоставление экранизаций романа «Иду на грозу»), меня заинтересовало здание из фильма «Поражение» – третья серия, сцена в институте во время научной экспедиции на Кавказ. Пока мне так и не удалось его идентифицировать, но я не теряю надежды.
В процессе поисков информации о сооружении я посмотрела много фотографий выдающихся модернистских строений в Грузии, Армении, Азербайджане: какие-то здания стали популярными аттракционами для туристов, но многие пришли в упадок и были заброшены. И тут я вспомнила о кишиневском цирке – сильнейшем впечатлении моего детства.
Еще в школе, когда наш хор должен был выступать в Органном зале, для нас устроили обязательную развлекательную программу с посещением цирка. Конечно, больше всего мне тогда запомнился оркестр, который играл джаз, пока пудели и клоуны веселили остальных детей. Но в перерыве, когда мы на улице перед цирком ели жутко-розовую сахарную вату, я смотрела на это внушительное здание и не могла оторваться. Рельеф, геометрия, масштаб – ну какие тут клоуны!
С тех пор я много раз проезжала мимо по дороге в аэропорт, и каждый раз здание цирка являлось из серости кишиневской городской среды как напоминание о другом времени, с которым отчаянно боролись национальные учебники по истории.
А что же говорит история? В 1981, когда цирк открылся к 530-летию Кишинева, это был четвертый в мире и первый в СССР цирк по красоте и удобству. (Забавно, что тогда же вышла песня Леонтьева, процитированная в названии этой статьи.)
Главный архитектор Семен Шойхет спроектировал большую арену на 1900 мест, а также второй манеж. Плюс ряд оригинальных конструктивных решений и необычный фасад с пилонами, словно танцующими хору (молдавский народный танец). Роскошные интерьеры, роспись в технике энкаустики, мозаика и монументальный барельеф над главным входом – всё это когда-то было достоянием и предметом национальной гордости.
И вот я смотрю, во что превратились многие здания в кавказских республиках, и вспоминаю недавний ролик французского телеканала Arte о цирке в Кишиневе и еще нескольких бруталистских зданиях в бывших соцстранах. Там местный художник с грустью и сожалением проводит зрителя по залам заброшенного цирка и возмущается, как можно было довести его до такого состояния. Украли всё, даже части металлического барельефа. Клоуна разобрали на части, чтобы продать за копейки!
Серия документальных фильмов Urbex Rouge на Arte – не единичный случай, когда западные сми запечатлевают плачевное состояние постсоветской архитектуры. Газета Business Insider публиковала фотографии кишиневского цирка, и это был позор на весь мир.
Последний раз ремонт здесь делали в 2014 году, после 10 лет запустения. Если в 90-х еще шли какие-то представления, то потом всё прекратилось, а в прессе стали появляться сообщения о том, что труппа (вернее, те, кто остался и не уехал за границу) снимает зал для тренировок за свой счет из-за отсутствия нормальных условий для репетиций.
Каждый год в конце августа Молдова отмечает два государственных праздника:
- 27.08 – Ziua Independenței, или День независимости
- 31.08 – Limba noastră, или Национальный день языка.
За период своей независимости Кишинев сменил несколько градоначальников, один лучше другого. Много лет городом руководили «и. о.». Цирк то приватизировали, то спасали через суд, то снова сливали.
В 2004 году кишиневский цирк был закрыт на ремонт. Продажа главной арены в 2006 году одной из кипрских оффшорных компаний ничего полезного цирку не принесла. После долгих разбирательств сделка была признана незаконной. В 2014 году артисты вернулись на малую сцену. В марте 2018 года Правительство Молдовы утвердило слияние Moldova-Concert и Кишиневского цирка.
Sputnik Moldova
Власти города грозились сделать из цирка «многофункциональный культурный центр», а в информационных сообщениях всё чаще звучали знакомые слова «оптимизация» и «эффективное управление». Вот и новый мэр Ион Чебан обещает отремонтировать здание – на этот раз уже при поддержке ООН. А воз и ныне там: большая арена по-прежнему на ремонте.
В прошлом году многие радостно праздновали 30-летие падения Берлинской стены, много говорили о переменах, прогрессе и демократических ценностях – как говорят и сегодня в связи с текущими событиями в Беларуси. Но что мы видим по эту сторону от стены? Большой советский модернизм с его бетонными гигантами превращается в заброшки и призрачные руины, а на их место приходят унылые стекляшки заправок и торговых центров. При случае передавайте привет или выпейте бокал молдавского вина за независимость 🎈