Найти в Дзене

"Силы ложного". Предисловие

Оглавление

Автор текста:

Олег Аронсон

Лауреатом Литературной премии имени Александра Пятигорского в 2018 году стал Олег Аронсон. Он получил награду за книгу "Силы ложного" (М., 2017). С разрешения автора MoReBo публикует его предисловие к книге.

Предисловие

Озаглавив книгу «Силы ложного», трудно удержаться от того, чтобы не заговорить об истине. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, так или иначе, этот мотив будет возникать. Но все же сразу отмечу существенное отличие того, что названо словом «ложное», от «лжи», которая входит в привычную для нас дихотомию истина/ложь, подспудно пронизывающую практически все наши суждения, даже те, которые утверждают относительность истины или ее невозможность в современном мире. Меня же интересуют высказывания, в которых эта оппозиция перестает иметь значение или по крайней мере проблематична. Очень разные тексты, собранные здесь, под одной обложкой, как раз представляют собой поиски в этом направлении. Они посвящены не раскрытию смысла тех или иных явлений, теорий, произведений, а тому, как некоторые вещи (будь то отдельные рассуждения молодого Маркса или стихи Ман­дельштама, формы политического протеста или рождение нового кинематографического жанра, теория искусства Толстого или современная художественная практика) выступают свидетелями радикальных перемен, произо­шедших в мире и нашем опыте его восприятия. И дело не в том, что какие-то изменения пока еще недостаточно осмыслены и, казалось бы, именно поэтому представляют­ся несущественными, а в том, что именно несущественное и есть то место, где может происходить изменение. Перед нами лишь связи и отношения, которые кажутся порой неочевидными и даже надуманными, которые настолько слабы и незначимы, что логика, стоящая за ними, едва различима. Тем не менее, делая на них акцент, мы про­являем и их подспудное действие. Это и есть те слабые силы, которые всегда не там, где с определенностью (или надеждой) можно сказать об истине иди лжи, правде или обмане. В лучшем случае они кажутся просто случайны­ми, однако именно они заполняют мир повседневности, жизнь обыкновенного человека. Даже если мы не замечаем этого. Это образы, которые проявляются не в созерцании или воображении, а которые скрепляют собой практику сосуществования людей друг с другом. Они и есть то, что названо «силами ложного». Они — силы, поскольку действу­ют, хотя и слабы. Они силы ложного, поскольку выявляют отношения, для которых логика противопоставления истины и лжи уже не работает.

Почему надо было называть их силами ложного? Почему бы не дать какое-либо нейтральное именование, чтобы вновь и вновь не затрагивать уводящие в сторону размыш­ления о множестве различных концепций истины?

Во-первых, это недвусмысленная отсылка к философии Жиля Делёза, из которого и извлечено само словосочетание, давшее название книге. Именно так я склонен переводить его les puissances du faux. Здесь puissance не столько власть в привычном для нас политизированном смысле, пони­маемая как «господство» (для чего во французском языке используется слово pouvoir), а именно «сила», родственная ницшевской Macht, превышающая человеческие способ­ности воления, желания, стремления к выживанию, то есть некий принцип организации самой жизни. Это своего рода указатель на стремление к имманентистскому характеру представленных в книге рассуждений, или, говоря про­ще, к такому типу анализа, когда обращение к трансцен­денции (что было долгое время одной из основных задач философии и подспудно присутствует в любой теории) оказывается под запретом. «Истина» — одно из имен транс­цендентного, и продолжает таковым быть даже в таких со­временных ее концепциях, как, например, у Алена Бадью, где она революционна и множественна.

Во-вторых, через слово «ложное» лучше устанавлива­ется режим недоверия факту, явлению, идее и т.п. Kогда же речь идет о процессах, о динамике и изменчивости, не предполагающих никакой формы устойчивости, ни­какой сущности, то недоверие сопровождает все моменты остановки восприятия и понимания (вещи, факты, явле­ния). И это не картезианское сомнение, предполагающее свое преодоление в рефлексии, а то, что как раз сомнений не вызывает, мир стереотипов, банальных суждений и практических действий, который словно не достоин сознания субъекта.

И, наконец, в-третьих, это слово постоянно фигури­рует, когда мы говорим о современных медиа и массовой культуре. С одной стороны, массовое общество наполнено стереотипами, образами непрерывно действующей нереф­лексивной повседневности, к которой причастен каждый, а с другой — все эти образы, будучи предъявлены, создают ощущение тотальной фальши, симуляции, обмана.

Проблема заключается в том, что слово «ложное» ценностно окрашено. Будучи использовано в различных областях, оно охватывает спектр негативных значений от ошибок и проступков до обмана и преступления. Но как раз именно поэтому оно и присутствует в названии книги. Речь не идет о смене полюсов, о придании «лож­ному» ценности. Вопрос скорее о том, как иметь дело с неценным, с тем, что, будучи предъявленным, выглядит нелепо, неуместно и с неимоверной быстротой интерпре­тируется в терминах «ложного».

Такова, например, банальность. Порой она бывает произведена выдающимися авторами, вовсе и не предпо­лагавшими, что когда-нибудь их оригинальное высказы­вание и даже парадокс превратятся в клише.

Так, фраза Пушкина «тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман», которая как раз меняла цен­ностные полюса истины и лжи, сегодня стала настолько расхожей, что фигурирует в своей целостности как пара­докс гения, тем более что мы знаем от того же автора, что «гений — парадоксов друг». Такова же судьба превраще­ния в клише фраз Достоевского о красоте, спасающей мир, Чехова о человеке, в котором всё должно быть прекрасно, Сент-Экзюпери о тех, кого мы приручили, и многих дру­гих. Но такова и судьба многих философских и политиче­ских концепций, художественных произведений и даже произведений современного искусства. Эта динамика превращения того, что было событием культуры, в клише характеризует наш век, в котором ценности фальшивы и обесцененным становится даже то, что еще недавно представлялось ценностью непререкаемой.

Kазалось бы, сюжеты, затрагиваемые в книге, далеки от анализа культурных стереотипов, но логика массового общества, в которой истина, ценность и клише оказыва­ются практически неразделимы, является необходимым условием представленных на суд читателя текстов. Можно даже сказать, что массовая культура здесь исследуется на предмет ее генеалогии, ее рождения в пространстве опыта перехода от эпохи господства индивида к нашему времени, в котором индивид с его «внутренним миром», «субъектно­стью», «персональностью», «свободой воли» и тому подоб­ными характеристиками превращен в чистую фикцию.

Нам привычно иметь дело с негативным отношением к клишированным суждениям и образам. Таков взгляд из истории культуры, где ценностью были индивидуаль­ность, оригинальность, новизна (и на уровне риторики, на уровне массмедийных стереотипов они таковыми и остаются). Сегодня, однако, человеческое мышление и действие куда в большей степени обусловлены нашей принадлежностью общности, нежели ценностью индиви­дуального. И то, что было названо динамикой превраще­ния в клише — одно из проявлений нашего мира, про­низанного уже не логикой силлогизмов, рациональных аргументов и разумных выводов, а аффективной логикой общности. Но чтобы приблизиться к ней, необходимо в клишированных образах разглядеть не привычную

негативность утраты высокой культуры, а проявление де­мократической тенденции, проявляющей себя не только в политике, но и в других сферах, где действие общности не столь очевидно.

Далее: https://morebook.ru/tema/nauka/item/1531436761693