Найти тему
Ахмет Газдиев

Ингуш у руля крупнейшей кинофабрики СССР

Берд Котиев
Берд Котиев

Берд Асламбекович Котиев 26 марта 1928 года был избран членом правления, а немногим позже стал и председателем правления «Востоккино». Одна из крупнейших кинофабрик СССР находилась под началом Берда Котиева до самого ее закрытия в 1934 году.

Несмотря на то, что киноорганизация «Востоккино», существовавшая в 1928-1934 годах, упоминается во всех справочниках, связанных с киноиндустрией СССР, имя ее руководителя нигде не отмечается. Трест «Востоккино» был создан на базе двух кинокомпаний - «Чувашкино» и «Немкино» - для обслуживания национальных республик и областей РСФСР. Фильмы, выпускаемые упомянутыми компаниями, были слишком низкого качества, и их существование было признано тогда нецелесообразным.

«В задачи «Востоккино» входила помощь республикам и областям в развитии киносети и проката, а также производство художественных картин и культурных фильмов на материале истории и современности малых народов России. В 1930 году в состав треста вошла также Ялтинская кинофабрика. Всего за время существования «Востоккино» здесь было произведено, частью самостоятельно, частью в содружестве с другими киноорганизациями, более двадцати пяти полнометражных фильмов. Эти фильмы в какой-то степени отражали жизнь, историю и быт народов, которым были посвящены, что способствовало лучшему пониманию друг друга различными народами СССР».

В 1928 году в прокат вышел один из лучших фильмов «Востоккино» «Зелимхан», повествующий о борьбе горцев с царским самодержавием. Режиссером этого фильма, снятого по одноименной книге Д. Гатуева и восторженно принятого за рубежом, стал режиссер О. Фрелих.

Газета «Революция и горец» в 1929 году писала: «В Москве, в Ростове и в других городах Союза с большим успехом идет кинокартина о знаменитом чеченском абреке Зелимхане; в Ростове она идет уже два месяца... каждый вечер при громадном стечении зрителей... у театров толпа, и места берутся, что называется, с бою...» Актера Ладо Бестаева, снявшегося в роли чеченского абрека, американские кинокритики назвали кавказским Дугласом Фернбексом.

Кстати, с режиссером этого фильма Олегом Николаевичем Фрелихом Б.А. Котиева связывали достаточно теплые отношения. Об этом можно судить из его письма:

«…Читая Ваши письма, я искренне Вам сочувствовал. Надеюсь, что Вы теперь уже несколько акклиматизировались...

Частенько вспоминаем Вас и Ваше житьё-бытьё на чужбине.

Кинематографических новостей у нас куча...

Так или иначе, мы стоим, безусловно, перед будущим переворотом в советской кинематографии… мы организуем студию звук-фильма, которая даст нам возможность синхронизировать экспортные фильмы, а также знакомить наши кадры с новыми методами работы. Мало того, что все кадры нужно постепенно переучивать, но сейчас на сцену выступают новые работники: киноинженеры, композиторы, акустики-шумовики и т. д., т. е. названия должностей, которые немая кинематография никогда не знала…

Перехожу к вопросу о Вашей работе у нас, мы Вам дадим постановку казахской картины по сценарию Туркина «Путь женщины». Сценарий требует некоторой переделки… По получении этого письма вышлите к нам официальное предложение дать Вам постановку. Одновременно с ответом я Вам вышлю сценарий. Итак, жду, привет от всех наших.

Крепко жму руку и желаю успеха в Вашей работе.

Берд Котиев,

14.12.1929 года.

Москва»

К работе в «Востоккино» Берд Котиев старался привлекать лучших советских мастеров экрана того времени, а сценаристами этой кинофабрики нередко выступали знаменитые писатели. Среди последних можно назвать, к примеру, К. Паустовского, В. Шкловского, И. Бабеля и Вс. Иванова.

В 1934 году «Востоккино» перестало существовать, но Берд Котиев продолжил свою работу в кинематографической сфере – теперь уже в Государственном управлении кинофотопромышленности («Наркомкино») СССР. Управление возглавлял Борис Шумяцкий, позже ставший заместителем председателя Комитета по делам искусств при СНК СССР.

Жизнь Берда Котиева оборвалась трагически. В середине 30-х годов, на советскую киноиндустрию со всей своей сокрушительной жестокостью обрушился молох сталинских репрессий. Известный кинокритик и журналист Аркадий Бернштейн в своей статье «Сочли врагами народа», опубликованной в журнале «Искусство кино» в 1993 году, писал об этом так: «Наиболее смутным, жестоким временем в жизни советского кинематографа был период, когда во главе Главного управления кинофотопромышленности при СНК СССР стояли старый большевик, эрудированный Б. Шумяцкий и бывший чекист, малообразованный С. Дукельский. Б.Шумяцкому пришлось отдать на заклание своих заместителей, ряд ответственных работников и консультантов ГУКФа, в числе которых были Я. Чужин, К. Юков. В. Усиевич, Б. Котиев, В. Волощенко, В. Россоловская, Е. Гольцман и другие, а в конце 1937 года и сам он сгинул в подвалах Лубянки...»