Как вы думаете, возможно ли совместить, казалось бы, две такие разные вещи, как Опера и Видеоигры ?Честно говоря, до сегодняшнего дня и не представлял, что подобный ”коктейль” вообще возможен. Однако, пока скептики вроде меня сидели в сомнении, русский режиссёр Дмитрий Отяковский решился на такой эксперимент. Он интегрировал оперу Рахманинова ”Скупой Рыцарь” в компьютерную онлайн игру ”Сфера”. Так хороша ли была эта идея ?
Сейчас я поделюсь с вами своими самыми свежими впечатлениями ! Но перед этим обозначу главную особенность этой постановки: некоторые сюжетные события происходят не в нашем, а в виртуальном мире компьютерной игры ”Сфера”. У каждого солиста есть свой аватар, которым он управляет в игре, выступая в роли эдакого стримера.
Премьера состоялась 28 августа в виде онлайн трансляции в социальной сети ВКонтакте. Такой ход позволил зрителям в реальном времени комментировать происходящее на экране. Оперу открывала, как не трудно догадаться, увертюра. И должен вам признаться, поначалу было откровенно говоря скучновато, настолько, что я уже было подумал покинуть трансляцию. Но, как только прозвучал громогласный голос солиста Мариинского театра – Романа Арндта, эти мысли тут же вылетели из моей головы...
Интересные режиссёрские находки
Я недаром сказал в начале, что эта опера является экспериментом. Дело в том, что в ряд её особенностей входит не только интеграция в видеоигру, но и весьма грамотное осовременивание знаменитого сюжета Пушкина: кадры из Сферы перемежаются с фрагментами нынешней карантинной реальности. И если, услышав слово ”осовременивание” в контексте Оперы, вы сразу же захотели закрыть статью, не спешите ! В данном спектакле нет ни единой эпатажной или пошлой сцены, это не ”Севильский Цирюльник” в барбершопе . Режиссёр абсолютно адекватно внедряет достижения современных технологий в сюжетную ”ткань” оперы, используя их не просто в роли навороченного реквизита, а как средство выразительности. Если Альбер сидит за мощным игровым компьютером, то Барон довольствуется стареньким ноутбуком.
Но гораздо большее впечатление на меня произвёл монолог Скупого Рыцаря в исполнении знаменитого Сергея Лейферкуса. Вместо ожидаемого подвала доверху забитого сундуками, зрители наблюдали за тем, как Барон с упоением просматривает таблицу Excel, целиком состоящую из его должников. Кстати говоря, один из них вернул ему обещанную сумму, ”украденным на большой дороге” Айпадом :)) Так же весьма интересной мне показалась идея с тем, что Барон ”озирает свои владения” посредством камер видеонаблюдения.
Как родилась идея создания этой постановки ?
Ответ на данный вопрос можно узнать из интервью с режиссёром Дмитрием Отяковским. «Скупой рыцарь” – это мой шаг к тому, чтобы осуществить свою давнюю мечту. Я хочу возродить такой прекрасный, незаслуженно забытый жанр, как фильм-опера. Но, чтобы этот жанр получил новое рождение, нужно чтобы, кроме современного способа съёмки была, ещё и современная режиссура. Однако долгое время у меня не получалось выпустить свою первую работу. И помогла, как не странно, пандемия. Когда начался карантин, все оказались дома. И мы совместно с певцами из Германии, Франции и Италии собрались и сняли фильм-оперу ”Пир во время чумы”. Мы сняли её в формате Screen live: каждый артист сидит у себя дома перед экраном. Наш фильм увидели представители Национальной Оперной премии ”Онегин”. Им очень понравилось такое экспериментальное действо и они предложили снять нам 2ой фильм (”Скупой Рыцарь”), уже при их поддержке. И это уже полноценная работа, которую мы сделали в жанре Let‘ play.» – сказал режиссёр проекта Дмитрий Отяковский ведущим познавательной программы ”Утро в Петербурге” на телеканале Санкт-Петербург.