Найти тему
Журнал Рейс

Гусеничный экскаватор JCB JS370 LC

В линейке гусеничных экскаваторов JCB есть 38-тонная модель JS370 LC – весьма эффективная машина для работы в песчано-гравийных карьерах.

Cпецтехника JCB в нашей стране представлена, в большей степени, вездесущими экскаваторами-погрузчиками – ​их счет в общероссийском парке идет на десятки тысяч. Отличным спросом, в частности, в сельском хозяйстве пользуются телескопические погрузчики JCB​. Менее распространены гусеничные экскаваторы, но и у них есть перспективы потеснить на российском рынке модели конкурентов. 

Особенности конструкции

Флагман в производственной программе JCB – тридцативосьмитонная модель JS370 LC, сменившая на конвейере ранее выпускавшуюся JS360. Более тяжелых машин фирма не выпускает. По российской (а точнее, еще советской) классификации, «триста семидесятый» относится к экскаваторам тяжелого класса 5-й размерной группы. Уже внешне она заметно отличается от тридцатитонных иными пропорциями – ​стрела и рукоять выглядят более развитыми. Как рука атлета с накачанными двухглавой, прелучевой и прочими мышцами. Длина стрелы экскаватора JCB JS370 LC составляет 6,45 м, (либо 6,1 м), длину рукояти можно выбрать из перечня 2,21; 2,63; 3,32 и 4,03 м – ​в зависимости от возлагаемых на технику задач. Также наметанный глаз выделит в облике 370-го более длинный, чем, например, у модели JS330 LC вылет противовеса.

Стрелу поднимают два синхронно работающих гидроцилиндра
Стрелу поднимают два синхронно работающих гидроцилиндра

   Для заказчиков из России экскаваторы JCB JS370 LC поступают, как правило, с головного завода фирмы в английском Ростере (графство Стаффордшир). Буквы LC в обозначении модели указывают на удлиненную гусеничную тележку. Именно в таком исполнении, с ходовой частью длиной 4947 мм, чаще заказывают эту машину. Рама тележки Х-образная, такую применяют почти все производители подобной техники. А вот в конструкции приводов хода есть приятная особенность – ​они трехскоростные, производства итальянской компании Bonfiglioli. Напомним, на большинстве 30-тонных экскаваторов применяются двухскоростные приводы. В данном случае наличие дополнительной передачи позволяет существенно повысить выходной крутящий момент, а значит и проходимость машины. Это особенно важно при работе в заболоченной местности. Кстати, для эксплуатации на слабых грунтах фирма JCB предлагает гусеницы шириной до 900 мм (у большинства конкурентов ​максимум 800-миллиметровые). Для обычных условий работы разумно заказать тележку со стандартными гусеницами шириной 600 мм. В остальном, ходовая часть устроена традиционно: в приводы встроены аксиально-поршневые гидромоторы, планетарные редукторы и многодисковые тормоза, работающие в масляной ванне.

   Подача рабочей жидкости к гидромоторам тележки организована через центральный коллектор, состоящий из двух сопряженных цилиндрических деталей: колонки (внутри) и гильзы (снаружи). Первая закреплена на поворотной платформе экскаватора, вторая – ​на ходовой раме. По не сообщающимся друг с другом вертикальным каналам, просверленным в сплошном теле колонки, жидкость проходит к радиальным, расположенным на разных уровнях, отверстиям. В гильзе напротив каждого из отверстий сделана кольцевая проточка достаточного сечения ​чтобы не ограничивать поток. В проточки выходят отверстия с резьбой и ввернутыми штуцерами для присоединения рукавов высокого давления, ведущих к гидромоторам ходовой тележки. Специальные уплотнения надежно разделяют потоки внутри этого узла. Центральный коллектор обеспечивает постоянную подачу жидкости по всем проходящим через узел гидролиниям при любом угловом положении колонки относительно гильзы.

   Поворотная платформа экскаватора соединена с ходовой тележкой через мощный шариковый подшипник большого диаметра, а вращает «башню» гидромотор, сблокированный с планетарным редуктором. От мощности этого узла зависит скорость поворота платформы, а значит, и продолжительность рабочего цикла. 

Двигатель

Эффективность машины во многом определяют мощность двигателя и производительность гидронасоса. На JCB JS370 LC применен шестицилиндровый 7,2-литровый 281-сильный двигатель семейства Dieselmax собственного производства. Напомним, до 2004 года компания ставила на свою спецтехнику только покупные моторы – ​в частности, 7,8-литровые двигатели Isuzu, применявшиеся на экскаваторах массой от тридцати до сорока тонн. На JCB JS370 LC английской сборки для российского рынка идут моторы, также собираемые в Великобритании.

Удобная площадка на двигателе легко выдерживает вес механика
Удобная площадка на двигателе легко выдерживает вес механика

   Конструктивно двигатель Dieselmax 672 повторяет широко растиражированный четырехцилиндровый 4,8-литровый дизель модели 448, применяемый на экскаваторах-погрузчиках JCB. Добавление двух цилиндров, ​естественно, той же размерности 106х135 мм – ​значительно снизило вибрации (как известно, рядная «шестерка» ​полностью уравновешена), а также повысило мощность и крутящий момент пропорционально увеличению рабочего объема. Двигатель собран на чугунном блоке цилиндров, накрытом 24-клапанной головкой. Распредвал расположен в блоке и приводится шестернями со стороны маховика. Привод ГРМ – ​штангами через толкатели, коромысла и двуплечие мосты, нажимающие на два клапана одновременно.

   Моторы экскаваторов, поставляемых в Россию, соответствуют нормам Tier II, что допускает применение системы питания с механическим впрыском топлива и ТНВД распределительного типа. Однако в последние годы JCB Power Systems ставит топливную аппаратуру Common Rail на двигатели всех экологических классов, включая Tier II. По отзывам эксплуатационников, при своевременном техобслуживании, применении фирменных масел и «расходников» моторы Dieselmax служат до капремонта не менее 30 тыс. моточасов. По утверждениям представителей компании JCB, с двигателем Dieselmax машина стала на 25 % экономичнее модели предыдущего поколения с японским мотором.

   Экскаватор JCB JS370 LC – ​полностью гидравлический, вся мощность двигателя реализуется через гидростатические приводы. К мотору пристыкован основной тандемный гидронасос с двумя аксиально-поршневыми секциями производительностью по 304 л/мин каждая. Вспомогательный насос, создающий давление в контурах управления, – ​шестеренный, его производительность 28,5 л/мин. В гидросистему залито 430 л жидкости, объем бака 239 л. Система демпфирования гидроцилиндров рабочего оборудования не допускает жесткого удара в конце хода, что значительно продлевает сроки службы шарниров сочленений стрелы, рукояти и ковша.

Кабина и техобсулуживание

Управление рабочими органами экскаватора – двумя джойстиками
Управление рабочими органами экскаватора – двумя джойстиками

В кабине машиниста ​полный набор атрибутов эргономики и комфорта. Управление рабочими органами осуществляется ​джойстиками, ходовой тележкой – ​двумя рычагами и сблокированными с ними педалями. Есть цветной дисплей. Если заказчик пожелает, завод поставит пневматическую подвеску сиденья машиниста вместо пружинной. ​тогда на двигатель будет установлен небольшой пневмокомпрессор. Также можно заказать люк в крыше, ​он пригодится в жаркую погоду, если машинист не хочет включать кондиционер. Ну а самый простой способ «слиться с природой» – сдвинуть под потолок ветровое стекло кабины.

   Техобслуживание экскаватора JCB JS370 LC упрощено благодаря легкому доступу к большинству узлов. К шарнирам рабочего оборудования подведены трубопроводы, выходящие к сгруппированным точкам смазки. Масло в двигателе и масляный фильтр положено менять через каждые 500 моточасов, гидравлическое масло служит 5000 часов (при смене фильтра в гидросистеме через 1000 моточасов). Простейшее плановое ТО, как правило, эксплуатирующие организации проводят самостоятельно. Для сложных ремонтных работ можно вызвать бригаду механиков. В разных регионах России уже свыше шестидесяти авторизованных сервисных центров JCB.

   Строительную технику JCB в нашей стране официально представляют британско-российская компания «ЛОНМАДИ», имеющая свыше тридцати филиалов в разных городах европейской части страны, и российская компания «Стройкомплект» с головным офисом в Екатеринбурге, располагающая шестнадцатью филиалами на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока. Обособленный сегмент – ​сельскохозяйственная техника, в этом направлении с компанией J. C. Bamford Excavators Ltd. сотрудничают десятки специализированных российских дилеров, базирующихся в регионах, где достаточно развит аграрный сектор экономики.

   Головной офис компании «ЛОНМАДИ», а также ее крупнейший дилерский центр, склад запчастей и хорошо оснащенный сервисный центр находятся в подмосковном Елине (Солнечногорский район). Специалисты техцентра способны выполнить ремонт практически любой сложности, включая капитальное восстановление двигателей с изготовлением ряда деталей на универсальных станках. Также востребован ремонт ходовых тележек, гидросистем и рабочего оборудования спецтехники многих марок. В большинстве случаев специалисты техцентра выполняют ремонтные и профилактические работы в выездном режиме. Для этого в парке компании есть передвижные мастерские на базе малотоннажных фургонов. В том числе, и полноприводных, способных добраться на объект заказчика даже при отсутствии дорог с твердым покрытием. В особо сложных случаях технику транспортируют в сервисный центр, и возвращают клиентам в уже отремонтированном виде.

Рейс.РФ

Про гусеничный экскаватор HITACHI ZX300-5A можно прочитать здесь