Величайший исследователь Тур Хейердал в 1947 году пересек Тихий океан на плоту из бальсовых бревен. Это была первая из его экспедиций, плот назывался «Кон-Тики». Позднее Хейердал совершал похожие переходы на лодках «Ра», «Ра-II» и «Тигрис», в ходе которых он получил широкую известность как борец за мир и охрану окружающей среды. Кроме того, он проводил важные археологические раскопки на Галапагосских островах, на острове Пасхи и в Тукуме.
Казалось бы, почему северянин-норвежец заинтересовался южными широтами, в то время как его всемирно известные соотечественники полярники Нанасен и Амундсен покоряли Арктику и Антарктику? А дело в том, что когда еще Тур Хейердал был 19-летним студентом, он встретился с норвежским путешественником Бьёрном Крепелином, который во время Первой мировой войны жил на Таити, самом большом острове Французской Полинезии. Рассказы Бьёрна про южные острова произвели на молодого Хейердала такое неизгладимое впечатление, что он отправился туда при первой возможности.
В самом конце 1936 года Тур Хейердал женился, ему тогда было 22 года, а его жене Лив и того меньше. Почти сразу после свадьбы молодожены отправились на полинезийский остров Фату-Хива. Там, собирая материалы для своей докторской диссертации, он заинтересовался историей о происхождении местных жителей. В то время господствовало официальное мнение, что вся Полинезия была населена выходцами из Восточной Азии. Однако Хейердал на острове сделал несколько интересных открытий, свидетельствовавших, что первыми заселили Полинезию коренные народы Южной Америки.
Однажды жена Хейердала обратила внимание, что волны всегда бьют по восточному побережью Фату-Хива. Тогда молодожены стали размышлять, могли ли жители Южной Америки заселить Полинезию, проплыв через Тихий океан, пользуясь ветрами и течениями?
Ученые в середине XX века считали, что у народов Южной Америки не было мореходных плотов или лодок, на которых они могли бы доплыть до Полинезийских островов. Чтобы доказать, что на плоту можно пересечь Тихий океан, Тур Хейердал решил построить плот и отправиться в путешествие. Мечта осуществилась только после Второй мировой войны. 28 апреля 1947 года Тур и еще пять человек вышли на бальсовом плоту «Кон-Тики» из Перу и отправились в Полинезию. После 101 дня в открытых водах плот сел на мель, достигнув одного из островов Полинезии. Так Хейердал опроверг мнения скептиков, утверждавших, что путешествие на плоту через Тихий океан невозможно.
Путешествие Тура Хейердала на плоту «Кон-Тики» доказало, что в древние времена люди путешествовали по миру, переплывая океаны и распространяя свою культуру. Позже Хейердал повторил переход на других простейших судах, чтобы еще раз доказать, что океаны не были непреодолимыми препятствиями для древних цивилизаций.
Экспедиция на плоту через Тихий океан стала всемирно известной, это была сенсация. Вскоре в Осло был основан музей «Кон-Тики», потому что все хотели увидеть примитивный плот, построенный по древним образцам. Музей открыл свои двери в 1950 году.
Целью следующего эксперимента Тура Хейердала был Атлантический океан. Он хотел доказать, что древние мореплаватели могли переплывать на парусных судах через Атлантический океан, используя Канарское течение. В 1969 году мастера из Чада построили для Хейердала тростниковую лодку «Ра», на которой он с командой из семи человек отправился из Марокко на Барбадос.
По пути связки тростника пропитались водой, и лодка начала тонуть, экипаж пришлось эвакуировать примерно за 1000 километров от места назначения.
Через год построили новую тростниковую лодку, которая была короче первой, но гораздо более прочной. «Ра II» прошла 6100 километров от Марокко до Барбадоса за 57 дней.
Давняя догма о том, что до открытия Колумба не могло быть никаких контактов между Африкой и Америкой, была опровергнута.
Команда тростниковых лодок была международной. Одним из членов экипажа был Юрий Сенкевич – известный советский и российский учёный-медик, тележурналист и путешественник. Он много лет был главным ведущим телепередачи «Клуб кинопутешествий», в которой рассказывал и про свои путешествия с Туром Хейердалом.
Основная проблема первых двух путешествий на тростниковых лодках заключалась в том, что тростник быстро впитывал воду, и поэтому и «Ра», и «Ра II» теряли плавучесть быстрее, чем ожидалось. Позже Хейердал узнал, что если собрать тростник в сентябре, лодка будет плавать несколько лет. Тогда Хейердал решил построить новую тростниковую лодку «Тигрис» и отправиться в плавание между регионами трех древних цивилизаций: Месопотамией, долиной Инда и Египтом. Его цель заключалась в том, чтобы показать, что жители этих регионов могли контактировать по морю. Кроме того, он хотел проверить маневренность такой лодки, поскольку предыдущими лодками экипаж управлял в основном за счет течения. «Тигрис», построенный в 1977 году, стал самым большим тростниковым кораблем за последние четыре тысячи лет.
Лодку «Тигрис» Тур Хейердал со своей командой сожгли 3 апреля 1978 года в знак протеста против ведущейся тогда войны в акватории Красного моря, о чем известили телеграммой Генерального секретаря ООН. Впоследствии Тур Хейердал уделял много сил и внимания борьбе за мир во всем мире и защите окружающей среды.
Подробнее о морских и археологических путешествиях Тура Хейердала можно прочесть на официальном сайте музея «Кон-Тики», там же можно узнать о времени работы и ценах на билеты.
Про музей кораблей викингов я рассказывала здесь, а про музей корабля «Фрам», на котором Нансен и Амундсен покоряли полярные широты, здесь.
Список всех моих статей про Скандинавию здесь.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.
Все фотографии и видео на канале из семейного архива.