Среди великих антиутопий обычно упоминается набор более-менее известных публике европейских и американских авторов: «Мы» Замятина, оруэлловские «Скотный двор» и обязательный «1984», недавно экранизированный в очередной раз «Дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «451F» Рэя Бредбери и т.д. И почти никогда не упоминается «Королевская битва» - роман, который создал Косюн Таками и экранизировал с тем же названием Киндзи Фукусаку. То ли расовые стереотипы бледнолицых хозяев мира, отводящих японской культуре место в дальнем углу, там, где свалены в кучу истории про суровых самураев и рано созревших старшеклассницах, то ли неспособность осознать последствия культурных феноменов, то ли просто отсутствие благословения со стороны ведущих интеллектуалов, но что-то не дает признать и книгу и фильм действительно значительным событием в мировой культуре. А между тем, оба этих произведения за последние 20 лет вполне ясно доказали то, что к ним следует отнестись всерьез и поставить в одном ряду с наиболее значительными антиутопиями.
В декабре этого года исполняется 20 лет с момента выхода «Королевской битвы» на экраны, так что будет вполне уместно оглянуться назад и попробовать понять, что в нашем мире изменили эти произведения.
История появления
Написанная в 1996 году для литературного конкурса книга приза, ради которого писалась, не взяла и вышла в свет только через три года и моментально стала бестселлером и так же моментально подверглась критике. Кстати, если вы думаете, что основной причиной критики была жестокость сюжета, то — нет, японская культура и не такое порождала. Дело в том если вы знакомы с «Королевской битвой» только по фильму, то вы ничего не знаете о том мире, в котором происходит действие. Ну, например, мы как-то само собой подразумеваем, что место действия — Япония. А на самом деле это Народная Республика Дальневосточная Азия — тоталитарное государство расположенное на месте нынешней Японии и государство это противостоит США, оберегает свое население от «лишней» информации об окружающем мире, от дурных влияний в виде упаднической музыки (от рока в первую очередь) и вообще ведет изоляционистскую политику. А, ну и, на секундочку, государственной идеологией в этой стране является национал-социализм.
Кроме того в фильме не показали, например, то, как убивали тех родителей, которые протестовали против отправки своих детей на «Королевскую битву». И вообще, несмотря на свою знаменитую жестокость, фильм после книги воспринимается довольно прилизанным и ровным, потерявшим много деталей, а так же некоторую логику. Так, не вполне ясно — а почему именно этот класс был выбран для «Королевской битвы», что такого ужасного в этих детях, чем они заслужили такую ужасную судьбы? Да, в фильме присутствует эпизод нападения на учителя, но разве это повод? Плохая учеба, подростковое разгильдяйство — это достаточное основание? Так почему выбрали этих ребят?
Книга объясняет: ни почему. Причины нет. Это не наказание, это случайность. И это самое важное в книге.
Лаборатория насилия
Зачем это надо Народной Республике? Это что-то вроде натурного эксперимента. Республика предлагает своему населению рассматривать это как исследовательскую программу, необходимую военным. Но если и есть в этом действии какой-то исследовательский смысл, то только один: понять, как можно взять сорок вполне вменяемых молодых людей и заставить их убивать друг друга. Один из важнейших моментов, который потерян в фильме и который присутствует в книге — это идея того, что неучастие в насилии, отказ от убийства друг друга — это сопротивление правительству.
Эта мысль роднит «Королевскую игру» с «Голодными играми». Да, «Голодные игры» подверглись жестокой и часто вполне оправданной критике в том числе и за странную мотивацию проведения самих Голодных игр: дескать, как можно удержать людей от бунта, отбирая у них детей? А очень просто: это становится символическим жестом, показывающим, что власти Капитолия могут отобрать у тебя самое ценное и любая попытка сопротивления будет подавлена. Это ежегодное подтверждение униженного положения жителей дистриктов. Продолжающаяся экзекуция, декорированная как шоу. Публичная порка в форм-факторе праздника.
То же и с «Королевской битвой», но есть один нюанс: книга является не просто памфлетом против властного насилия, она раскрывает один из механизмов управления современным обществом — механизмом разделения людей на группы и стравливание этих групп между собой.
Реальным механизмы
Вспомните то, что происходит в мире повсеместно: футбольные фанаты, сражающиеся друг с другом; политические группировки «фашистов» и «антифашистов», присмотревшись к которым вы обнаружите постоянную миграцию участников из одного лагеря в другой; молодежные группировки и мотициклетные банды; многочисленные субкультурные группы, ведущие между собой более или менее явную войну и так далее и тому подобное.
Книга «Королевская битва» по сути — учебник того, как используется механизм, заставляющий людей участвовать в таких бессмысленных побоищах и как люди пытаются им сопротивляться — безрезультатно, чаще всего. Если интересуетесь темой, обратите внимание на статью «НАСИЛИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АНТИУТОПИИ» Е.М. Полякова.
Так что «Королевскую битву» вполне можно считать одной из самых важных антиутопий, причем антиутопий именно политического характера, раскрывающих реальные механизмы управления обществом, действующие в том числе и в наши дни.
Жаль, что несмотря на то, что и книга и фильм породили целую волну последователей и даже самостоятельный жанр в игровой индустрии, серьезные исследователи до сих пор игнорируют «Королевскую битву», между тем, как она заслуживает самого пристального рассмотрения.
Чтобы не пропустить новые публикации, не забудьте подписаться на наш канал. И обязательно загляните в наше сообщество в ВК, там тоже много интересного.