Найти тему
ТыжИсторик

Пражская весна 1968. Кино и немцы или "ordnung" в Чехословакии.

Автор: Дмитрий Р.

Вторая часть живёт здесь, третья тут, четвертая здесь, а вот пятая и шестая.

Пролог:

Танки идут по Праге

в закатной крови рассвета.

Танки идут по правде,

которая не газета.

Е. Евтушенко

Однажды я купил себе (жене) автомобиль и мы рванули его юзать в Прагу. Да, сначала были Киев, Львов, Будапешт и Вена, но потом - таки случилась Прага.

Прага прекрасна… Особенно в конце октября. Вот это вот всё визуальное пиршество всевозможных архитектурных форм в совершенно невероятных сплавах стилей и эпох. Там есть буквально всё – от средневековой готики до модерна и даже – конструктивизма.

Карлов мост. Готика, как она есть.
Карлов мост. Готика, как она есть.
Гранд Хотель Европа. Югендстиль в Праге
Гранд Хотель Европа. Югендстиль в Праге
Prague City Hall, Art Nouveau
Prague City Hall, Art Nouveau
Kostel sv. Václava – Vršovice, Prague, 1929-1930 г.г. Лихой конструктивизм
Kostel sv. Václava – Vršovice, Prague, 1929-1930 г.г. Лихой конструктивизм

Всё это архитектурное разнообразие, превращающее город в огромный музей под открытым небом и вполне себе позволяющее конкурировать по впечатляемости видов с воды даже с Ленинградом, приносит львиную долю дохода в бюджет города.

А вытекает это ламповое великолепие из того факта, что в мае 1945-го эпического сражения за Прагу не случилось, ибо солдаты Рейха, в основной массе, резко сквозанули на Запад в тёплые, дружеские объятия заокеанских типасоюзников СССР. В самом городе, при вступлении в него войск 1-го Украинского Фронта под командованием маршала Советского Союза И.С. Конева, произошли лишь незначительные стычки с особо отмороженными частями СС, которые достаточно быстро были утилизированы нашими бойцами.

Как итог, в отличие от Варшавы, Берлина или того же Будапешта, Прага физически пострадала мало(за исключением 93 разрушенных объектов культурного наследия в результате американских бомбардировок в феврале 45-го). Благодарные пражане по горячим следам отметили подвиг наших танкистов, в кратчайшее время совершивших 350—ти километровый марш-бросок из Берлина и заставивших нацистов, тем самым, дружно слиться.

Памятная табличка в честь освобождения Праги советскими воинами.
Памятная табличка в честь освобождения Праги советскими воинами.

Этой таблички, которую я наблюдал в момент посещения города, уже нет... Как нет памятника маршалу Коневу и других памятников советским воинам...

Интересно, что в отличие от Германии и Австрии, распиленных на зоны оккупации ещё в ходе Московской конференции октября 1943 года, обустройство Чехословакии активно не обсуждалась вплоть до Потсдама. В той же Ялте все, без исключения, соседи Чехословакии (Польша, Венгрия, Австрия, Германия) удостоились львиной доли времени переговорного процесса. Чехословакия же обсуждалась лишь в контексте Тешинской и Судетской областей.

Вместе с тем, внедрившиеся в апреле 1945 года в западную Богемию американские военные остановились в районе Пльзеня, где принялись активно обогащать местных пивоваров. В сторону Праги, куда их настойчиво зазывали антифашистские активисты, они так и не двинулись. Полагаю, что имелась некая кулуарная договоренность между Эйзенхауэром и командованием Красной Армии о взятии Праги советскими войсками. Возможно, в обмен на Грецию (уж слишком задорно англо-немецкие войска в ходе операции "Манна" выпиливали в 1945-ом греческое коммунистическое подполье)…

После Победы сложилась не менее интригующая ситуация: вплоть до 68 года Чехословакия была единственным государством Восточного блока, которое непосредственно граничило со странами блока НАТО, не имевшее, при этом, на своей территории советских военных. Они появились там лишь в августе 1968 года (т.н. Центральная группа войск (ЦГВ) и ушли в 1991-ом.

В ЧССР, в отличие от СССР, политическая система сложилась таким образом, что приоритета Партии перед Правительством не существовало. Первый секретарь ЦК КПЧ, с того момента как Президентом ЧССР в 1948 году был избран Климент Готвальд, считался вторым номером в иерархии. В 1957 году оба поста были заняты А. Новотным и только в 1967 году на пост перового секретаря ЦК КПЧ претендует А. Дубчек. Он и одержал победу на выборах 05.01.1968. Новотный же остался Президентом ЧССР и Верховным главнокомандующим вооружёнными силами ЧССР . Однако уже 30.03.1968 Президентом был избран активно поддерживающий реформаторский курс Дубчека – Людвик Свобода.

С этого момента в руководстве КПЧ утверждается доминирование одной сплоченной группы политиков, в которую входили А. Дубчек, Л. Свобода, председатель правительства О. Черник, его замы: Г. Гусак, О. Шик, секретарь ЦК КПЧ З.Млынарж, министр обороны М.Дзур и др.

Наиболее популярными персоналиями являлись Л. Свобода, Г. Гусак и А. Дубчек. Первые двое были старейшими и авторитетнейшими лидерами чешской компартии и борцами против нацизма, а последний – молодой и амбициозный лидер, ими и выдвинутый на первые роли. Этот новый партийный лидер шустро меняет состав партийной верхушки и провозглашает путь на либерализацию политической жизни и внедрение элементов рыночных отношений.

А. Дубчек
А. Дубчек
Л. Свобода
Л. Свобода

Уже 4 марта появляется новый "Закон о печати" отменяющий цензуру. Объявляется возможность формирование иных, кроме КПЧ, партий и уже к июню 1968-го около 70 политических организаций подали заявку на регистрацию в качестве таковых. Наиболее влиятельными являлись общественные объединения: КАН - «Клуб ангажированных беспартийных» (KAN чеш. Klub angažovaných nestraníků) и Клуб - 231, который состоял из бывших политических заключенных (231 - статья Уголовного кодекса ЧССР). На одном из заседаний Клуба-231, его генеральный секретарь Ярослав Бродский заявил: 

«Самый лучший коммунист — это мертвый коммунист, а если он еще жив, то ему следует выдернуть ноги».

Секреты, касающиеся работы своих спецслужб в ЧССР того периода западные партнёры пока что не открыли, однако советская разведка не дремала. Именно разведданные, представленные руководству Советского Союза послужили триггером к началу масштабной операции "Дунай" (21 августа - 11 сентября 1968 г.) . Часть этих данных была обнародована ещё летом 1968 года. Правда, сейчас это никому не интересно, ведь цель правящей верхушки - опорочить всё "совецкое", не смотря на наличие фактов, представляющих ситуацию, по крайней мере, неоднозначно.

Формально, суть концепции реформ была определена Дубчеком как «Социализм с человеческим лицом». Уже странно… Значит в других странах ОВД (Организация Варшавского договора) и СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) он был со звериным? Именно такой резонный вопрос задавался гражданину Дубчеку лидерами стран Восточного блока во время встречи 23 марта в Дрездене руководителей шести социалистических стран - СССР, Польши, ГДР, Болгарии, Венгрии и ЧССР, по итогам которой Дубчек был подвергнут обструкции и решительно отправлен домой хорошенько подумать о своем аномальном поведении. Соображать у лидера ЧССР получилось не очень...

4 мая на встрече Брежнева с Дубчеком в Москве взаимопонимания достичь также не удалось.

Спустя некоторое время после совещания в Дрездене советское руководство получило полный объем разведданных о ситуации в ЧССР, на основании которых приступило к разработке вариантов действий, всё более склоняясь к применению военных мер. Обывателю сегодня не известно (можно только предполагать), был ли завербован гражданин Дубчек западными спецслужбами, кто являлся агентами влияния на него, а также какая поддержка ему была обещана со стороны НАТО, однако дальнейшие события как бы намекают…

Было установлено, что уже в марте 1968 года разведывательные службы и центры влияния условного "Запада" развернули в ЧССР лихорадочную деятельность, направленную на вмешательство во внутренние дела страны. Советом НАТО в экстренном порядке была разработана специальная программа по ЧССР под кодовым названием «Зефир», предусматривающая активное внедрение в правящую верхушку и партийные органы своих агентов влияния.

В июне 1968 г. в Регенсбурге (ФРГ) начал работу «Штаб ударной группы», в распоряжение которого были выделены более 300 сотрудников разведслужб и политических советников НАТО, имеющий цель мониторинга ситуации в ЧССР для принятия оперативных, в т.ч. и военных мер, в случае наступления такой возможности. К лету 1968 года в ЧССР находилось более 200 специалистов армии НАТО и свыше 300 человек из числа сотрудников европейских разведцентров. Для осуществления масштабных психологических операций ЮСИА (United States Information Agency) создаётся свой оперативный штаб.

Последняя контора интересна тем, что являлась учредителем таких СМИ, как Радио «Свобода», «Голос Америки» и пр. Утверждая создание ЮСИА в 1953 году, Дуайт Эйзенхауэр заявил:

"Аудитория была бы более восприимчива к американскому влиянию, если бы не воспринимала его как пропаганду. Откровенно пропагандистские материалы из Соединенных Штатов могли бы убедить немногих, но те же самые точки зрения, представленные внешне независимыми голосами, были бы более убедительными".

Именно на этом поприще ЮСИА достигло непостижимых, просто умопомрачительных успехов.

Агентуре ЦРУ вменялось в обязанность установление контактов с «повстанческими элементами» и оказание им поддержки для организации «диверсий и восстаний». Они должны были в соответствии с действиями союзников по НАТО, проводивших специальные и психологические операции, выяснять наличие каких-либо организованных подпольных групп сопротивления существующему режиму, определять степень проникновения оппозиционных сил в коммунистическую партию и возможность противодействовать ей. В разделе, касавшемся ЧССР, прямо указывалось, что в ближайшем будущем в этой стране может произойти государственный переворот. При этом особое внимание уделялось инфильтрации оппозиционных сил в органы госбезопасности, военной контрразведки или разведслужб Чехословакии и созданию возможности противодействовать операциям этих органов.
Сергей Луценко "От провала к провалу"

Вместе с тем, в мае 1968 года американское командование перебросило к границам ЧССР отдельную группу войск специального назначения (до бригады). Под руководством американских экспертов разведки на базах в Бад-Тельце (ФРГ) и Зальцбурге (Австрия) было организовано обучение нескольких тысяч агентов, которые экстренно засылались в ЧССР под видом «туристов».

По данным госдепартамента США, количество американских граждан летом 1968 г. в ЧССР составляло около 1500 человек. К 21 августа 1968 г. их число выросло до 3000. В большинстве своем они являлись агентами ЦРУ. Обращает на себя внимание и тот факт, что 26 июля государственные органы США установили выплату пенсий чешским эмигрантам, покинувшим в свое время Чехословакию, создавая тем самым стимул для их возвращения на родину с целью проведения подрывных акций.
Сергей Луценко "От провала к провалу"

Советскими спецслужбами также было установлено, что на заседании Совета НАТО в июне 1968 г. в Рейкьявике было принято решение о некотором «придушении» "свободной прессы", так как её агрессивный тон может затруднить проведение «тихой» контрреволюции в ЧССР. Именно с этого момента широкое освещение в СМИ Западной Европы событий в ЧССР резко идёт на спад. МИДы стран Блока рекомендовали местным борзописцам воздерживаться от слишком уж явной поддержки пражских бузотеров.

Американцы также проявляли исключительную осторожность в отношении каких- либо публичных заявлений по поводу событий в ЧССР. Еще в мае 1968 г. в ответ на сообщения американской печати о том, что в Вашингтоне рассматриваются меры реагирования на «чехословацкую проблему», официальные представители Белого дома заявили, что «никаких изменений в позиции США по отношению к Чехословакии не произошло».

Государственный секретарь Д. Раск публично заявил об отсутствии какого-либо участия США в ситуации, складывавшейся в ЧССР:

«…вопрос о поддержке Чехословакии серьезно не обсуждается», «…что бы не произошло, США останутся в стороне».

Тем временем, 6 июля Л.Брежнев направляет А.Дубчеку письмо с предложением встречи в Варшаве 10 или 11 июля. 9 июля поступает ответ Президиума ЦК КПЧ с отсылкой на то, что проведение такой встречи осложнит работу КПЧ и обстановку в стране. Предлагалось заменить встречу переговорами в Праге с привлечением Румынии и Югославии. Таким образом Президиум ЦК КПЧ решил не участвовать во встрече в Варшаве, но предложил провести двустороннюю встречу руководителей КПЧ и КПСС, а затем и общую встречу. Такое контрпредложение, естественно, Брежневым было отвергнуто.

В конце июля – начале августа 1968 года в Циерне-над-Тисой состоялась встреча руководителей стран ОВД, где было зачитано письмо 5 членов ЦК КПЧ с просьбой об оказании «действенной помощи и поддержки, с целью вырвать ЧССР из ситуации, грозящей опасностью контрреволюции». Руководители ГДР (В. Ульбрихт), Болгарии (Т. Живков) и Польши (В. Гомулка) заняли строго жёсткую позицию и потребовали проведения военной операции. В результате прений было принято решение о скорейшем проведении силовой операции, разработка которой велась в СССР с апреля 1968 года.

О принятом решении был уведомлен Дубчек. Последний, в свою очередь, данное решение никак не прокомментировал, а кроме того, не довел содержание ультиматума до подчиненных.

Окончательная же точка была поставлена звонком Брежневу Дубчека 16.08.1968, когда последний, в ходе телефонного разговора согласился с введением войск ОВД, в связи с частичной утратой контроля за положением в стране, пошедшей в разнос.

Из воспоминаний командира группы "Альфа" КГБ СССР, Героя Советского Союза, генерал-майора в отставке Зайцева Геннадия Николаевича (в 1968 году - руководитель группы 7-го Управления КГБ СССР по проведению операции "Дунай"):

"На тот период обстановка в ЧССР выглядела следующим образом. На первый план начали выходить уже даже не "прогрессисты" из КПЧ, а внепартийные силы - члены различных "общественных" и "политических" клубов, которых отличали ориентация на Запад и ненависть к русским. Июнь стал началом новой фазы обострения ситуации в Чехословакии и руководстве КПЧ, а в середине августа команда Дубчека полностью утратила контроль над ситуацией в стране" . ".. .Убежден, что в тот период иного выхода из кризиса просто не существовало. На мой взгляд, итоги "Пражской весны" весьма поучительны. Если бы не жесткие действия СССР и его союзников, то чешское руководство, мгновенно миновав стадию "социализма с человеческим лицом", оказалось бы в объятиях Запада. Варшавский блок лишился бы стратегически важного государства в центре Европы, НАТО оказалось бы у границ СССР. Давайте же будем до конца честны: операция в Чехословакии подарила мир двум поколениям советских детей. Или не так? Ведь "отпустив" Чехословакию, Советский Союз неизбежно столкнулся бы с эффектом карточного домика. Вспыхнули бы волнения в Польше и Венгрии. Затем наступил бы черед Прибалтики, а после нее и Закавказья".
-8

Продолжение тут.

Спасибо и оставайтесь с нами! Подписка - гарантия новых, интересных знаний.

Читайте также: Самые "шокирующие" мистификации в истории