Найти тему
Славян

Кто творил историю человечества?

Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, 6 не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, 7 служа с усердием, как Господу, а не как человекам

Казалось бы, очевидный ответ на простой вопрос, все люди в совокупности. Но попытавшись разобраться в устройстве общества, все видится по-другому.

Начать надо с того, что пирамида власти выстроенная человечеством была невысокой относительно основания. По разным оценкам, первый уровень пирамиды, простые крестьяне в различные периоды составляли от 90 до 98 процентов населения. Такая картина наблюдалась вплоть до промышленной революции и разделения труда, к примеру в России на 1917 год крестьянское население составляло 95 процентов. Оставшиеся проценты составляли верхние слои пирамиды - воины, жрецы, специалисты, управляющие. Причем воины со специалистами тоже были разные, а люди принимающие решения и воплощающие их в жизнь составляли ничтожную долю процента от населения. Именно эти люди и создавали цивилизацию, шаг за шагом двигаясь к усложнению общества и увеличению эффективности.

Современному человеку, воспитанному в рамках парадигмы о равенстве людей, очень тяжело представить образ мышления человека феодального или рабовладельческого общества. У нас не укладываются в голове непонимание древних что люди равны. Вот к примеру Аристотель вообще отказывает рабам в обладании рассудком.

— Ведь раб по природе — тот, кто может принадлежать другому (потому он и принадлежит другому) и кто причастен к рассудку в такой мере, что способен понимать его приказания, но сам рассудком не обладает. Что же касается остальных живых существ, то они не способны к понимание приказаний рассудка, но повинуются движениям чувств.

Впрочем, польза, доставляемая домашними животными мало чем отличается от пользы, доставляемой рабами и те и другие своими физическими силами оказывают помощь в удовлетворении наших насущных потребностей

.захваченных в бою пленных ждет незавидная судьба
.захваченных в бою пленных ждет незавидная судьба

Мы, представители поколений воспитанных образованными родителями и бабушками с дедулями, не можем вообразить пропасть лежащую между необразованным крестьянином и его сеньором. Для представителя верхнего слоя общества, обладающего умением писать и считать, невежественный декханин немногим отличался от скота. Образованный чиновник древнего Шумера или Бургундии Карла Великого видел в деревнях бедных забитых существ неспособных на абстрактные мысли и требующих неустанного контроля. Любые задания отличные от полученных в общине, не усваиваются, работы по любому изменению существующего порядка требуют неусыпного руководства, ими надо буквально командовать в ручном режиме куда идти и как копать. Ребенок родившийся в нижних слоях общества воспроизводил судьбу своих родителей и практически не имел шансов попасть на социальный лифт вверх из-за отсутствия понятийного аппарата для понимания абстрактных вещей.

социальный лифт
социальный лифт

В работах советского психолога А.Р. Лурии доказывается гипотеза о социальном происхождении психологических процессов и их зависимости от культуры и человеческой общественно-полезной деятельности. В экспедиции он был в начале тридцатых, а результаты исследований были обнародованы только в семидесятых по причине несоответствия наблюдаемых фактов единственно верной теории Марксизма-Ленинизма. Оказалось что бытие действительно определяет сознание и необразованные дети выращенные в обстановке крестьянского быта неспособны к абстрактному мышлению. С возникновением письменности ситуация улучшилась, некоторые люди проявив незаурядную волю могли вырваться из порочного круга, но основная масса оставалась на нижней ступени иерархии всю жизнь. Тот же Лурия проводил повторный опрос после трехмесячного обучения с совершенно другими результатами. Современные дикари живущие рядом с нами в дебрях Амазонии демонстрируют тоже самое поведение, но если изъять детей из племени и воспитать в другой обстановке из дикаря вырастает совершенно другой человек.

Именно тончайший слой образованных людей и породил все достижения нашей цивилизации от Пирамид до бинома Ньютона. Пока Вергилий, Данте и Гомер писали свои произведения, миллионы людей существовали в условиях не сильно отличающихся от времен неолитической революции. Для завоеваний Цезаря и Суворова требовались миллионы работников обеспечивающих своим трудом оснащение и питание их войск. Ничтожный процент населения находящийся на вершине иерархии существовал за счет перераспределения ресурсов всего общества, но именно эта несправедливость позволила человечеству делать небольшие шаги вперед набирая скорость и, в конце концов, разогнать локомотив прогресса.