Всю жизнь Павла I окружали слухи о его низком происхождении: что отец императора – не Пётр III, а один из бесчисленных фаворитов Екатерины II. Так ли это?
Павел родился 20 сентября 1754 года. Елизавета Петровна сразу отобрала ребёнка у родителей и души в нём не чаяла. Из-за прохладных отношений между Петром и Екатериной при дворе поползли слухи о том, что великий князь – не отец Павла. Чаще всего указывали на Сергея Васильевича Салтыкова, его камергера. Поводов для слухов было предостаточно: Павел появился на свет только спустя девять лет супружеской жизни.
Елизавета отчаянно ждала появления внучатого племянника. Ведь в Холмогорах томилось Брауншвейгское семейство и – главное – свергнутый в младенчестве Иван Антонович, который имел все права на престол. Кроме Ивана у Анны Леопольдовны было еще четыре ребёнка: Пётр, Алексей, Екатерина и Елизавета. Не появись Павел, у трона выстроилась бы целая очередь претендентов – потомков Ивана Алексеевича, брата Петра.
Императрица решила помочь молодым супругам. Поняв, что молодожёны со своей задачей не справляются, после свадьбы она назначила обер-гофместериной Екатерины свою двоюродную сестру Марию Чоглокову. Елизавета писала ей в 1746 году:
«нам желаемое исполнение наших полезных матерних видов исходатайствовать и всех наших верных подданных усердное желание исполнить. И для того вы крайнейшее старание ваше приложите, дражайшее доброе согласие и искреннейшую любовь и брачную поверенность между обоими императорскими высочествами возможнейше и неотменно соблюдать, наималейшей холодности или недоразумению приятным советом и приветствованием обоим предупреждать и препятствовать, в неудачливом же случае нам вернейше о том доносить».
Если говорить по-простому: Елизавете был нужен ребёнок, и чем скорее, тем лучше. Для государыни эта история была вопросом сохранения своей власти, поэтому она всячески подгоняла Чоглокову, чтобы та сделала всё возможное. Елизавета не доверяла Екатерине: у великой княгини был строгий режим и постоянный надзор. Пётр был обязан каждую ночь проводить в постели с женой – он также был под надзором. Но годами ничего не происходило, Екатерина не беременела. Причина была банальна: Петру была безразлична его жена.
Екатерина позднее описала то время в своей «Чистосердечной исповеди» для фаворита Григория Потёмкина:
«Марья Чоглокова, видя, что через девять месяцев обстоятельства остались те же, каковы были до свадьбы, и быв от покойной государыни часто бранена, что не старается их переменить, не нашла инаго к тому способа, как обеим сторонам сделать предложение, чтоб выбрали по своей воле из тех, кого она на мысли имела. С одной стороны выбрали вдову Грот, которая ныне за артиллерии генерал-поручиком Миллером, а с другой — Сергея Салтыкова и сего по видимой его склонности и по уговору мамы [Елизаветы], которую в том наставляла великая нужда и потребность».
Чоглокова действительно свела Екатерину с Салтыковым, и в этом не было ничего предосудительного для того времени. При дворе интрижки и измены считались нормой, любая светская дама была просто обязана иметь поклонников кроме мужа. Любовь и верность в дворянских семьях были большой редкостью, так как браки заключались по расчету, в случае и Петра с Екатериной.
Салтыков сам был женатым человеком и стал первым увлечением великой княгини в России. Несмотря на описания пылких чувств в «Исповеди», нет никаких достоверных фактов, что Павел – не сын Петра Фёдоровича. К тому же, после женитьбы выяснилось, что Пётр физически не может исполнять супружеский долг. Небольшая операция, которую провёл придворный хирург, исправила ситуацию, и после этого Павел появился на свет.
Почитайте о последних днях жизни Елизаветы или о том, что нашли в кабинете императрицы после её смерти.
Вы можете помочь каналу стать ещё интереснее – отправьте перевод через форму внизу👇 Ставьте лайки 👍 и подписывайтесь 🔔 на наш канал «горшочек каши»!