Цикл статей "Дроби"
Задача из книги «МАТЕМАТИКА. ВПР. Типовые задания. 4 класс»
Поскольку, входная диагностика в пятых классах почти наверняка будет содержать задания ВПР для четвёртого класса этого года, я решил вне намеченного плана статей цикла «ДРОБИ» разобрать решение задания № 12 варианта XII из упомянутой в заголовке книги.
Кажется, что следующая фраза будет у меня кочевать из статьи в статью...
Прежде, чем читать далее, предлагаю всем, даже старшеклассникам, самостоятельно решить эту задачу.
№ 12- XII. РЕШЕНИЕ
Попробуем в поисках решения изобразить условие в виде чертежа. Нарисуем 3 отрезка, длиной 10 см (20 клеток) и отметим на них условия задачи так, как это сделано на рисунке.
Очевидно, что если ослик выберет какую-то часть шнурков, которые выбрала сова, то число шнурков, которые не подошли ни сове, ни ослику, увеличится.
Вычислим какая часть шнурков подойдёт сове: поскольку ей не подходят
всех шнурков — значит, ей подойдёт:
всех шнурков — это будет первое действие.
Во втором узнаем, сколько же шнурков ей подойдут? Только что закончившие четвёртый класс ребята делают это так:
50 : 5 × 2 = 10 × 2 = 20 (шнурков).
Далее, выполняем аналогичные действия для ослика:
и 50 : 10 × 3 = 15 (шнурков).
Осталось последнее действие с двойным вычитанием:
50 – 20 – 15 = 30 – 15 = 15 (шнурков).
ОТВЕТ. 15 шнурков.
Возможны и другие способы решения — вот, в частности, даже более рациональное (с меньшим количеством действий, а, стало быть, и вычислений!):
Первым действием найдём количество шнурков, не подходящих сове:
1) 50 : 5 × 3 = 10 × 3 = 30 (шнурков). Вторым действием узнаем сколько шнурков подошло сове:
2) 50 – 30 = 20 (шн.)
Третьим действием узнаем, сколько шнурков не подойдут ослику:
3) 50 : 10 × 7 = 5 × 7 = 35 (шн.).
А теперь найдём ответ на вопрос задачи: из числа шнурков, не подошедших ослику, вычтем число шнурков, подошедших сове:
4) 35 – 20 = 15 (шн).
Мы получили тот же ответ.
В бланке ВПР приводить предшествующие действиям комментарии не надо — они приведены как образец рассуждений пятиклассника в процессе решения, достаточно записать действия с указанием того, что мы с их помощью нашли.
А вот чертёж желательно привести в черновике, особенно если он сдаётся вместе с работой, а не на бланке.
При решении задачи автор, ввиду актуальности её в самом начале учебного года для пятиклассников (хотя задача может быть интересна и школьникам более старших классов), частично использовал материал следующих статей цикла «Дроби».
Желаю успешного прохождения входной диагностики учащимся всех классов!
#хакнем_математика 👈 рубрика, содержащая интересный, познавательный контент по математике как для школьников, так и для взрослых 🥳
Автор: #себихов_александр 71 год, много лет проработал конструктором-технологом микроэлектронных приборов и узлов в одном из НИИ г. Саратова, затем преподавателем математики и физики.
Другие статьи автора:
- Популярная задача по физике, на которую во многих учебниках приводится неправильный ответ
- Математический концерт
Цикл статей "Дроби"
3 статья [Текущая]