Найти в Дзене

Станичный глава о политике через живопись

Виктор Леонидович Дейко - третий раз занимает должность главы станицы Варениковской.

- Два ваши предыдущих увольнения были связаны с приходом новых вышестоящих начальников?

- Да. Они оба набирали новые команды из своих людей, в список которых я не входил.

-2

Что не сработаюсь с Разумеевым, мне стало понятно через полгода его пребывания у власти.

- Как?

- В Высшей партийной школе нам очень хорошо преподавали психологию и отлично научили разбираться в людях.

Тем не менее я благодарен всем, с кем довелось когда-либо работать. Старался перенять у каждого из них лучшие качества - хотя бы одно всегда находилось.

- Вы окончили ВПШ при ЦК КПСС - вуз, где готовили руководящие партийные кадры?

- Да. Учился в Ростове-на-Дону. Нам давали образование, позволяющее дойти вплоть до генсека. Что касается кадрового резерва, в советское время его готовили очень грамотно.

- У вас есть картина с улетающими из замерзающей полыньи утками. Считаете, когда непреодолимые обстоятельства обступают со всех сторон, как этот острый, сужающий свободное пространство лед, нужно уйти?

-3

- Необычный у нас с вами разговор получается, аллегорический. Но я скажу прямо: руководителям должна быть предоставлена свобода, в рамках которой он может себя проявить. Если каждый день дергать замечаниями, советами, рекомендациями, согласованиями, он разучится принимать самостоятельные решения. Перестанет представлять ценность как специалист.

- Чем вы занимались после увольнения? Для многих потеря работы представляется крахом жизни.

- Долго без дела не сидел. Находил новую работу. В конце 90-х стал помощником депутата ЗСК Владимира Николаевича Рыбина.

Когда он возглавил Крымский район, меня назначил главой Варениковского поселения. У меня о нем всегда были и остаются только положительные впечатления. Владимир Николаевич проявил себя как сильный хозяйственник, умел держать дисциплину, при этом давал самостоятельность. Я очень многому научился у него. Например, организованности. Он говорил, что все должны успевать выполнять свои обязанности в течение рабочего времени. Строго запрещал задерживать сотрудников. Ругал даже: «У них дома семьи, дети. Организовывайте работу эффективно, и им не придется сидеть в конторе допоздна!»

- Рыбина на посту главы района сменил Колесников, вы вновь были вынуждены уйти. На этот раз в живопись?

- Нет. Картины я начал писать еще в детстве, а вернулся к этому занятию, работая в администрации. Кто-то снимает напряжение спортом, кто-то алкоголем, а я садился за мольберт, смешивал на палитре краски, включал воображение - и обо всем забывал… Люблю рисовать горы, воздух, воду. Как правило, реки у меня спокойные, редко пишу бурлящую воду, бьющиеся о камни волны.

-4

- А разве руководитель не должен по характеру быть сильной волной, бойцом?

- Перед выборами я написал картину "Мчащиеся лошади". Вожак лишь на полкорпуса впереди, но он всех ведет. Такой мне представляется работа главы: в ней мало романтики от стихии разбивающейся о скалы воды, но много тяжелого, просто лошадиного труда.

-5

- Почему вы приняли решение вновь баллотироваться?

- Слишком многое осталось недоделанным. Это тяготило. Станичники, встречая, с упреком спрашивали: «Бросили нас?», а бывало, и пожестче: «Предали?»

- Ставленник Разумеева - Лопатин - оказался в станице не ко двору?

- Я не знаю, почему местные его не приняли. Может, потому что приезжий, может, потому что не нашел общего языка с казачеством. Станица у нас со своеобразным характером, непростая. К местным жителям особый подход нужен.

- Какой бюджет у Варениковского поселения?

- 29 миллионов. При этом 8 миллионов - долг. - А надо браться за хутора, улица Пушкина в станице срочно требует ремонта. Ее асфальтирование обойдется в пределах 15 миллионов. На хуторе Свет люди давно ждут, когда им подключим газ.

- Проблемы - как злые собаки, которые сворой нападают на медведя? Повернешься в одну сторону - вцепятся в шею с другой?

-6

- Похоже.

- Но когда вы шли на выборы, знали, что денег в бюджете мало, на что-то же рассчитывали?

- В первую очередь на себя: надеюсь, мой многолетний опыт поможет находить решения во многих вопросах; на местных жителей, в том числе предпринимателей, которые обещали перед выборами: «Поможем!»; на районную власть; на депутата ЗСК Николая Петровича Кравченко, который всегда помогал нам попадать в краевые программы.

- Помогают?

- Конечно. Например, чтобы почистить заросшую обочину и кювет дороги в село Фадеево, пользуясь старыми добрыми отношениями с фермером Виктором Леонтьевичем Фокиным, попросил у него трактор - он не отказал. Устраиваем субботники, выхожу вместе со всеми.

- Виктор Леонидович, к сожалению, многие главы превращаются в заведующих коммунхозом, занимаются в основном санитарным состоянием поселений, а разве это их главная задача?

- Конечно, главное - это экономика, пополнение бюджета, привлечение инвесторов. Но и санитарное состояние населенных пунктов тоже очень важно - это наше лицо, тем более что у Варениковского поселения 65 километров федеральной трассы.

- А как же все-таки с инвесторами?

- Планирую съездить в центральную часть России, на Урал, в Сибирь на крупные предприятия, заинтересовать их руководителей в постройке предприятия по переработке сельхозпродукции, которую выращивают местные жители.

Такой тур я уже предпринимал в то время, когда рушились колхозы. Их еще можно было попытаться сохранить. Обратился к руководству Воткинского завода в Ижевске (специализируется на производстве нефтегазового оборудования, металлорежущего инструмента, оборудования для атомных станций и пр.), предложил сотрудничество, которое обеспечивало варениковцев новыми рабочими местами, зарплатой, а ижевцев - натуральной кубанской продукцией. Там нашел понимание, здесь - нет…

- А сами инвесторы приезжают редко, в очереди в приемной не сидят?

- Нет. Случается, приезжают посредники или спекулянты, желающие перепродать участок. Я пришел к выводу, что надежного инвестора надо искать самому.

- Вы работали в администрации в так называемые лихие 90-е. Тогда шла нешуточная борьба за землю. На вас при этом разделе "наезжали" бандиты? Угрожали? Что-то требовали?

- Без поддержки казачества я мог бы оказаться в такой ситуации, а когда все знали, что в случае чего тут же соберутся 100-200 казаков, к нам в станицу соваться не смели.

- А вы сами казак?

- Да. Дед по отцовской линии был казаком. По материнской линии дед участвовал в Великой Отечественной, рассказывал о войне, о наших предках. Бывало, приезжая к нему в гости, до 4 утра сидели у печки, слушали рассказы.

-7

Мне нравятся казачьи законы, касающиеся воспитания детей. Их почитание старших. По отношению к женам они, конечно, были жестковаты, а детей правильно учили. У кавказских народов эти принципы до сих пор поддерживаются. Там нет стариков, брошенных в домах престарелых, младший сын досматривает родителей. Все это испокон веков было принято и у казаков.

Жена моя тоже казачка. Мне пришлось за нее повоевать. Трудно было добиться ее сердца. Я всегда знал, что если женюсь, это будет раз и на всю жизнь. Поэтому когда встретил Олю и понял, что это именно тот человек, который мне нужен, на третий день знакомства сделал предложение.

-8

- Вы родом из Варениковской?

- В документах записано, что родился в Анапе, на самом деле на хуторе Круглик, просто свидетельство о рождении выдали в районном центре. В хрущевские времена шло укрупнение хуторов, с тех пор нашего Круглика больше не существует. В станицу Варениковскую семья переехала в 65-м году, мне было тогда 13 лет. Окончил 8 классов, надо было думать о профессии и работе. Мать одна нас четверых растила, учиться до 11 класса считалось непозволительной роскошью.

- Какую профессию выбрали?

- Выучился на тракториста. Прошел двухлетние курсы аж в Саратовской области. Оттуда направили осваивать целину в Казахстане. Потом армия. Служил в войсках МДВ в Омске. А вернулся, устроился в колхоз «Кубань». Поскольку был уже членом партии, парнем идейным и сознательным, попал в трудовой резерв. Тогда таких замечали, выдвигали, давали возможность получить образование и ответственную работу.

- А вы молодым и перспективным помогаете?

- Да. Моему заму Алексею Николаевичу Юрченко 37 лет. Я пригласил его из Варениковского станичного казачьего общества, где он возглавлял штаб. Хотелось бы подготовить из него хорошего преемника.

Заносим в свой кадровый резерв даже тех молодых людей, кто сейчас еще учится, чтобы иметь представление об интеллектуальном потенциале станицы и разумно им распорядиться.

- Придя в третий раз к власти, вы набираете новую команду?

- Возвращаются те, кто работал со мной раньше. При увольнении я их просил: "Не уходите, вы здесь нужны", но многие тогда поднялись и ушли вместе со мной. Сейчас происходит обратный процесс.

Одна из моих главных задач - создать работоспособную, перспективную команду, которая могла бы продолжить начатое нами в будущем.

- Вы уже несколько раз возглавляли одно из самых больших поселений района, удалось за это время обеспечить свое безбедное существование?

-9

- Нет. Честно говоря, стыдно декларацию заполнять, вписывать в графу недвижимости хату 1949 года постройки, которую еще мама помогла нам купить, и мы с женой тогда залезли кругом в долги. Всегда честно жил, на зарплату. Если нужно сделать какой-то ремонт дома, никогда никого не нанимаю, всегда все делаю сам.

- Что у вас в ближайших планах?

- 23 сентября отметим День освобождения станицы Варениковской от фашистских захватчиков и отпразднуем День урожая. Предприятия станицы организуют курени с небольшими выставками своих достижений, проведем конкурс национальных блюд, на торжественном собрании будем чествовать передовиков производств (предприятия сами выдвинут их из своих рядов). Вечером - концерт. Люди хотят почувствовать единство, сплоченность. Праздники дают им такую возможность.

- Им бы увидеть реальное развитие страны, рост уровня жизни. Вот был бы праздник!

Правильно я понимаю, что если бы из местного бюджета в краевой и федеральный не забирали большую часть средств, можно было бы гораздо оптимистичнее говорить о развитии поселения?

- Если бы оставалась хотя бы половина - конечно, у нас было бы больше возможностей, в том числе и для участия в краевых программах.

- А сейчас еще и доход от земельного налога уходит из местного бюджета в районный?

- Да, это была большая составляющая часть бюджета поселения - 5 миллионов рублей.

- Столько разговоров о необходимости развития страны, но почему законы этому не способствуют? Почему одни жиреют на богатствах недр и коррупции, а другим все время приходится затягивать пояса потуже? Это риторические вопросы. Поставлю в этом месте вашу картину с огромными кабанами, на которых лают собаки, но без толку - те идут напропалую, как хозяева леса… И охотников не видно, которые могли бы избавить народ от этого свинства.

-10

- Виктор Леонидович, а что вам из нашего времени нравится больше всего?

- Возрождающееся чувство патриотизма. У кого-то оно и не уходило никуда, но сейчас это чувство объединяет нас, как не что другое.

К 80-летию края мы посадили в парке станицы аллею туй и самшита. Средства потратили только на тротуарную плитку, все остальное сделали на энтузиазме. То, что это удалось, очень греет душу.

- А что больше всего не нравится?

- Мне тоже отвратительна растущая разница уровня благосостояния людей, это порождает отчужденность. Не нравится, что основным мерилом человека становится его финансовая составляющая. Все это очень опасно для общества и страны…

- Спасибо вам за интервью.

Беседовала Лариса Сафронова