Найти тему

Почему в России школа - это стресс?

Для многих детей и родителей возвращение в школу вызывает негативные эмоции
Для многих детей и родителей возвращение в школу вызывает негативные эмоции

Скоро начнется учебный год в России, и у меня Instagram и Facebook завалены рекламой лекций и вебинаров на тему вроде "Как перестать вздрагивать от слова "школа"?" У меня есть опыт близкого общения с тремя типами школ - в России, США и Аргентине. Широкими мазками я тут скажу, почему, как мне кажется, именно в России школа часто вызывает такую реакцию.

1. Много домашнего задания.

Ребенок провел в школе несколько очень насыщенных часов, он устал, а дома его ждёт ещё такая же по объему работа. Однажды мы наблюдали двух братьев, выходящих из школы при посольстве в Буэнос-Айресе. Младший ныл, чтобы старший ему помог с домашкой. А старший кричал: "Делай сам! У тебя ерунда, а не задания. Я свою делать не успеваю!" Мои дети переглянулись, и взгляд их говорил: "Хорошо, что это не мы". Идея заключается в том, если я понимаю правильно, чтобы ребенок научился работать сам, но почему каждый день и в таком объеме? Если значительной части детей нужна помощь родителей, и они все вместе допоздна сидят и кричат друг на друга, это никакая не самостоятельная работа, а почва для конфликтов и стресса.

2. Эта домашка (как и работа в классе) должны быть выполнены каллиграфическим почерком с четким выполнением строгих правил по оформлению. Разумно требовать, чтобы письменная работа выглядела аккуратно. Но эти "четыре клеточки вправо, три вниз", а шаг влево-шаг вправо "садись, два!" - это маньячество. Кроме того, на полном серьезе детей пытаются убедить, что есть один единственно верный способ записать решение задачи.

3. Культ оценок.

У меня был одноклассник, который здорово пел. Был парень, который серьезно занимался боксом и добился там успехов. Была девочка, которая стала моделью и актрисой. Все они были двоечниками и троечниками. Ты можешь быть очень талантливым человеком, но не в том, что ценится в школе, и каждый день, приходя туда, ты надеваешь на лоб лейбл, обозначающий твою успеваемость в физике и литературе, и носишь его много часов. Оценки озвучиваются публично и обсуждаются на родительских собраниях. А это совершенно необязательно.

4. Обтачивание вместо раскрытия.

В Советском союзе школа служила важным элементом воспитания идеологически правильных людей. Чему служит школа в России? Об этом можно спорить. Но вряд ли она заточена на воспитание свободных личностей, приспособленных к быстро меняющемуся миру. В ней тебя обтачивают под общую гребёнку, а не учат формулировать свое мнение и отстаивать его. Это проявляется в подборке пословиц в 1-ом классе, которые про "100 раз подумай, прежде, чем открывать рот", и в методике преподавания литературы. Попробуй написать, что ты на самом деле думаешь про Онегина и получишь тройку в лучшем случае, а пятерку получит тот, кто качественно изложит набор штампов про "лишнего человека"

5. Self-selection учителей. Я уверена, что и сейчас в школах в России очень много педагогов от бога, искренне любящих детей и свое дело. Но вот уже 30 лет учитель в новостях мы читаем "бюджетники", и обычно под ними понимаются люди с нищенской зарплатой, которые вынуждены ходить на проправительственные митинги и вбрасывать бюллетени на выборах. Это очень неправильно. Учителя - это образованные профессионалы, выполняющие важнейшую общественную задачу. В США и Аргентине у них достойные зарплаты, учитывая, что это стабильная работа с большим отпуском. А кто в России пойдет работать учителем сейчас? В основном те, кто не нашел другую работу.

Готова услышать ваше мнение по любому из пунктов.