Найти тему
Виктор Сапожников

Самаритяне, мусульмане, иудеи

Самаритяне – это своеобразная этно – конфессиональная группа населения. Не буду углубляться в их историю. Любой интересующийся может обо всем узнать из электронной библиотеки.

Живут самаритяне в Палестинской автономии в поселении Кирьят - Луза на горе Геризим, у подножия которой расположился древний библейский город Шхем.

Вид на Шхем с горы Геризим
Вид на Шхем с горы Геризим

По словам предводителя самаритян или иначе, по-нашему, главы администрации поселения, они живут на горе Гризим уже более 2,5 тысяч лет.

Сами же самаритяне относят себя к иудеям. И свое вероучение к варианту иудаизма. Не криминально!

Оказывается самаритян осталось около 600 человек. Из них около половины проживает в этом поселении.

Беда в том, что популяции самаритян угрожают генетические болезни вследствие близкородственных браков.

Израильское правительство озаботилось этой проблемой еще в 1993 году и в целях сохранения и приумножения этноса носителей уникальной многотысячелетней культуры, включая уникальные язык и алфавит, переселило около 300 членов популяции в город Холон, около Тель-Авива, создав своеобразную культурную автономию, в надежде исправить геном самаритян браками с индивидуумами, не входящими в популяцию.

И при этом сохранив самаритянский анклав на горе Геризим.

Для сведения, исключительно с целью сравнения, стоимость одного квадратного метра жилья в Холоне, чуть севернее Тель – Авива, по моим оценкам, составляет 5 – 6 тысяч долларов, что превышает стоимость среднего жилья в престижном юго – западном районе Москвы.

Самаритяне имеют несколько паспортов. Паспорт Израиля, т.к. они израильские граждане. Паспорт Палестинской автономии, т.к. это территория автономии. Паспорт Иордании, поскольку эта территория находилась под иорданской оккупацией с 1948 по 1967 год и Иордания до сих пор считает их своими гражданами, оформляя свои паспорта.

Разумеется, по паспорту Израиля, называемым Дарконом, самаритяне вправе безо всяких виз путешествовать более, чем по полутора сотням стран, кроме исламских. А по остальным паспортам запросто могут посещать и исламские страны.

Нас встретил глава самаритян, или, наверное правильнее, глава администрации.

-3

Он провел нас в туристический центр,

-4

надо сказать, оснащенный весьма современно, где вкратце ввел в нас немного информации по истории популяции.

Специально для нас открыли и музей самаритян.

-5

Но об этом чуть позже.

А вот так живут самаритяне, по – семейному, в неплохих домишках, разумеется, с современными удобствами.

-6

Найти самаритянский музей оказалось совсем несложно, коль указатель на видном месте центральной улицы.

-7

К сожалению, у нас не было возможности посетить самаритянскую синагогу, расположенную на некотором удалении от поселения.

-8

Глава самаритян был вполне образованным человеком, свободно владеющим английским, ивритом и арабским, окончил университет в одной из европейских столиц.

Когда мы заговорили про синагогу, он, услышав это слово, нас поправил, мол, мы не в Греции и у нас это называется на иврите «Бейт Кнессет» - "Дом собраний", как и везде в Израиле.

Стало быть, мы отправились в музей.

Оборудование музея и насыщение экспозиции исторической информацией, несомненно, является плодом труда израильских историков.

Понятно, что любой музей отражает ту или иную концепцию, заданную инвестором. Поэтому подбор экспонатов музейной экспозиции не случаен и служит формированию у посетителей прогнозируемого устроителями мнения.

Скажем, музей на одну и ту же тему в Москве и в Нью-Йорке, например, посвященный нобелевскому лауреату Иосифу Бродскому, будут существенно отличаться концепцией.

В самаритянском музее концепция легко угадывается и укладывается в простую фразу: «Мы по праву – израильтяне!».

Мы же еще помним придуманную Сталиным теорию о коренных нациях с придуманными для ее обоснования аргументами.

Теории, которая, на первый взгляд, служила для объяснения преимуществ одних народов перед другими, а по сути, обосновывала как бы законность, своего рода поражения в правах всего лишь одного народа - «безродных космополитов».

Экспозиция размещена в двух больших светлых залах.

-9

И вошедшего встречают ростовые древние самаритяне в традиционных облачениях.

-10

Далее следуют графические материалы, рассказывающие о появлении самаритян в этих местах.

-11
-12

К сожалению, ни один из нас не владел письменностью самаритян, отличающейся от иврита. Впрочем, все было и так понятно, особенно в сопровождении информации на английском языке.

Образец письменности самаритян для сравнения с ивритом представлен на большой плите, закрепленной на фасаде одного из зданий Центра посетителей.

-13

По понятной причине прочесть этот текст не получилось!

В экспозиции музея практически нет древних артефактов, различных черепков.

-14
-15

Но информативность, скажу так, материальных свидетельств предыдущих эпох, в любом музее невелика.

Да они и не нужны для понимания, что же это за народ самаритяне.

Экспозиция размещена в двух больших светлых залах.

Затем следуют фотографии, на которых зафиксированы различные события из жизни общины и карты, на которых показаны пути миграции древних самаритян.

-16
-17

Много фотографий обрядов самаритян. Вот, например, древний обряд жертвоприношения

-18

И картины библейских сцен, подчеркивающие общие с иудеями религиозные воззрения. Узнаваемо.

Например, жертвоприношение Авраамом собственного сына

-19

Или еще

-20
-21

Но в моем представлении самым интересным экспонатом было изображение дерева языков, ветви которого наглядно иллюстрируют развитие во времени различных языковых групп.

-22

Вот это дерево, но более крупно

-23

Думаю в последовательности появления разных языков, легко разобраться. Самыми древними являются иврит и арабский. Иврит был первой буквенной письменностью.

А если в этом трудно разобраться, то далее в экспозиции приведено развитие алфавитов в табличном виде

-24

Конечно, анализировать эту таблицу достаточно сложно, слишком мелкие символы букв на фото. Но я увеличил конец этой таблицы, исключительно для упрощения процесса понимания.

-25

По словам Главы поселения, самаритянское письмо древнее иврита. Но скорее всего, как показывает дерево языков это близкие ветви, выросшие из одного прото – синайского языка.

Если немного спуститься чуть вниз по склону горы, то у подножия ее отчетливо видны строения древнего библейского города Шхема, сегодня с мононаселением, арабами, которые называют этот город Наблусом. Обычные средиземноморские низкоэтажные жилые постройки.

-26

Обращают на себя внимание два ярких пятна в центре Шхема.

Это оранжевый «мяч» указывающий на электропровода

-27

и здание под голубым куполом.

-28

Это здание – усыпальница библейского Иосифа, святое место для иудеев и арабов.

В Израиле принято святые для иудеев места обозначать голубым цветом.

Это своего рода цветовая индикация, визуальная характеристика иудеев, наряду с гексаграммой, или, по-другому - шестиконечной звездой Давида.

Голубой цвет в сочетании с белым фоном и гексаграммой – присутствуют на государственном флаге Израиля.

-29

и хамсой, защитным амулетом в форме ладони. Хамсу иногда называют рукой мамы.

-30

Посещение гробницы Иосифа израильтянами, а такое бывает несколько раз в год, возможно только в сопровождении Армии Обороны Израиля (ЦАХАЛ). Опасно для жизни!

Издалека Шхем выглядит довольно живописно, весь в белом с незначительными вкраплениями зелени, контрастируя с преобладающим бежевым цветом строений поселения самаритян.

-31

Откуда же бежевые отделочные плитки зданий в поселении самаритян.

Это иерусалимский камень.

Дело в том, что в 1918 году во время разработки плана по развитию и сохранению Иерусалима британский мандат утвердил закон, что все строящиеся здания и все общественные здания должны быть облицованы иерусалимским камнем золотисто – бежевого цвета.

В лучах солнца Иерусалим выглядит как бы покрытым позолотой. В Израиле популярна песня об этом – «Золотой Иерусалим»!

-32

С тех пор, с 1918 года, считается престижным отделывать этим камнем строения не только в Иерусалиме. В том числе и в Палестинской автономии.

Пора прощаться с самаритянами и Шхемом. Напоследок еще пара кадров Шхема в разных ракурсах.

-33
-34