Найти в Дзене

Если судьба так сложится, с удовольствием вернусь из Швейцарии в Крымск!

Людмила Георгиевна Папазова - Шайтер зашла с просьбой помочь ей найти переводчика и мы разговорились. Оказалось, она приехала из Швейцарии всего на три дня, за справками, которые должны повлиять на определение размера ее пенсии.

- Расскажите хотя бы вкратце историю вашего переезда в страну с одним из самых высоких уровней жизни, - прошу я ее, узнав, что времени на длинную беседу у Людмилы Георгиевны нет.

- Швейцария и высокий уровень жизни - это для швейцарцев, а остальным в этой прекрасной стране приходится очень много и тяжело работать. Я там за первый год 28 килограммов сбросила. Работала у дочки. Она после смерти мужа стала хозяйкой ночного клуба. Лена и при муже без дела никогда не сидела, все организационные вопросы всегда были на ней. Я хоть немножко ее разгрузила: закупала продукты для клуба, готовила, помогала устраивать дни русской кухни (швейцарцам наши блюда очень нравятся, с удовольствием едят), прибирала, мыла.

Оформлена я была официально, платила все положенные налоги и в пенсионный фонд. За два года трудовой деятельности заработала 400 швейцарских франков пенсии, плюс 150 франков - российская пенсия за 13 лет, отработанные здесь.

- Этой суммы достаточно, чтобы нормально там жить?

- Нет. Двухкомнатная квартира вместе со всеми коммунальными услугами обходится мне в 1500 швейцарских франков.

- Курс франка к рублю 1 к 59, получается более 88 тысяч?!

- Да, поэтому государство в качестве социальной помощи выплачивает мне еще 1700 франков.

- Оставшихся 750 хватает?

- После отчислений на медстраховку эта сумма становится еще меньше. Хватает лишь на самое необходимое. Швейцария - дорогая страна. Все продукты швейцарцы производят сами (они качественные, натуральные - за этим там следят строжайшим образом), чистейшая вода, хорошая экология, великолепная природа, прекрасные города, но цены очень высокие.

- Как называется город, в котором вы живете?

- Шаффхаузен. Это самый северный город Швейцарии, а через мост, за Рейном, уже Германия. Наш железнодорожный вокзал находится в совместном пользовании немецкой и швейцарской железных дорог, часть платформ принадлежит одним, часть - другим.

-2

Когда арабские переселенцы стали наполнять город, мы ходили на немецкую сторону вокзала, просили тех, кто едет в Германию, передать Меркель: «Что ж она творит!»

- В Швейцарии нет ни короля, ни президента?

- Нет. Страной управляет Федеральный совет, состоящий из 7 человек. Они и есть швейцарское правительство. Выбирают их на 4 года. Каждый год у совета новый президент, но это не руководитель страны. Все вопросы в правительстве решают коллегиально. За каждым членом совета закреплен департамент (юстиции и полиции; экономики, образования и научных исследований; экологии, транспорта и энергетики; финансов; обороны, защиты населения и спорта; иностранных дел и внутренних дел).

- А кто выбирает совет - швейцарцы?

- Нет, парламент.

- Почему вы передавали «привет» Меркель, если в стране есть свое правительство?

- Меркель имеет на него большое влияние.

- Как она объясняет европейцам, почему надо принять арабских беженцев?

- Чувством сострадания. Раз люди страдают, им надо помочь.

- В вашем городе арабы безобразничают, грабят, убивают?

- Нет. В основном это молодые люди. Все они учатся. Думаю, Европа принимает их в качестве свежей крови, для того чтобы в будущем у страны была рабочая сила.

- Но это арабская кровь...

- В небольших европейских странах, где из поколения в поколение женились на близких родственниках, получился такой ужасный микс. Сейчас у швейцарцев мало детей, женщина не станет рожать, если считает, что муж не достаточно хорошо обеспечивает семью. А еще они не признают тяжелый труд. Так что, думаю, беженцы принимаются не только и не столько из жалости, сколько из политических соображений.

- То есть в основном арабы раздражают непривычным внешним видом и тем, что претендуют на социальную помощь?

- Утром и днем их в городе не видно - выходят на улицы в основном вечером. Они не попрошайничают, не пристают, но их присутствие заставляет чувствовать себя дискомфортно. А насчет помощи - доходит до абсурда. Читала в газете, что один из беженцев привез с собой в Германию 13 жен и получил на каждую пособие, в общей сложности - 200 или даже 300 тысяч евро. Это нереально большая сумма!

- Но местные жители, из налогов которых выделяется эта социальная помощь, особенно не протестуют?

- Как положено европейцам, они проявляют толерантность. В основном швейцарцы - хорошо обеспеченные люди. Из поколения в поколение им переходят накопления, земля, недвижимость, поэтому у них нет причин волноваться о своем будущем, будущем детей, внуков, правнуков.

Некоторые по собственному желанию уходят жить в дома престарелых, где им предоставляется полный комплект медицинских услуг высокого уровня, они путешествуют по миру, не заботясь больше о содержании недвижимости, уплате коммунальных услуг, приготовлении пищи и уборке. Тратят средства на удовольствия. Если родители считают, что дети не проявляют им должного внимания и уважения, могут все свои сбережения завещать государству.

- Шаффхаузен - небольшой городок?

- 36 тысяч населения.

- Красивый?

- Очень. Много старинных зданий, некоторые с фресками на фасадах.

-3

Одна из достопримечательностей города - Рейнский водопад. Полюбоваться им приезжают со всего мира. Высота водопада 23 метра, но он очень мощный, особенно во время таяния снегов в Альпах. Представьте: вниз летит поток объемом 700 кубов в секунду. Рядом с этим чудом природы, на вершине скалы находится рукотворное сокровище города - замок Лауфен. Когда-то он имел оборонительное значение, охранял подступы к рейнскому мосту и к водопаду, а сейчас это музей с рестораном и гостиницей.

-4

- Город, кроме прочего, славится часовым заводом?

- Да, у нас делают знаменитые швейцарские часы марки IWC (ИВЦ). Устроиться на завод очень сложно. Зарплата на предприятии начинается с 7 тысяч франков.

- В России часы этой фирмы дешевле 300 тысяч рублей не стоят, есть даже за 15 - 16 миллионов.

- Сотрудники завода пользуются привилегией - они могут приобрести свою продукцию по гораздо более низкой цене.

- В Шаффхаузене много русских?

- Человек 50, не больше.

- В основном швейцарцы?

- Нет, очень много итальянцев, французов.

- Как ваша дочь попала в эту страну?

- Мы жили в Донецке. Конец 90-х. Было очень тяжело - хоть помирай. Подруга дочки уехала в Швейцарию, устроилась там на работу и пригласила Лену. Через три месяца дочь вышла замуж за швейцарца, он открыл для нее свое дело.

- Первый раз вы приехали в Швейцарию на свадьбу дочери?

- Нет, меня не пригласили, поскольку я была против этой свадьбы. Мне уже заочно не понравился жених, потому что был намного старше Лены. Хотя выглядел спортивно и моложаво, красиво за дочкой ухаживал, хорошо относился ко мне, все мои недовольства в шутку сводил. Десять лет назад он умер, думаю, из-за пристрастия к алкоголю. Когда он первый раз впал в кому, мы с Леной его спасли - быстро доставили в больницу, а во второй раз его из этого состояния уже не смогли вывести.

- Дочка снова замуж не вышла?

- Нет, в ноябре ей 43 лет, но пока не хочет ни с кем связывать свою жизнь. Зато выдала замуж меня. К ней в клуб приходил интересный мужчина, алкоголь никогда не заказывал, только кофе, она и начала расспрашивать: «Йозеф, почему вы один? Хотите, познакомлю вас с моей мамой?». Он заинтересовался. Познакомились.

- Вы на тот момент уже знали немецкий язык? Или на каком они там разговаривают?

- Официальными языками в Швейцарии являются немецкий, французский, итальянский и ретороманский. По-английски почти не говорят. Кое-что по-немецки я помнила со школьной программы и из обучения в музыкальном училище, но Йозеф говорил на местном диалекте, его еще называют швейцарским немецким.

- Как же вы общались?

- Смешно. Как дети. Завели тетрадочку и рисовали в ней то, что хотим сказать друг другу. Постепенно я запоминала слова и выражения, начали разговаривать. Йозефу нравилось вместе гулять, гордо вел меня под руку, раскланивались при встрече со знакомыми. Высокий, импозантный мужчина, с красивыми усиками. Он - художник, я - преподаватель музыки. Оба люди творческие. Нам было интересно общаться. Разговаривали с ним о композиторах, о живописи, о музыке, путешествовали, на теплоходе поднимались по Рейну в Германию.

- Он сделал вам предложение?

- Да. Мы поженились в 2000 году. Дочь благословила нас словами: «Получится - хорошо, не получится - никто не заставит вас жить вместе». Мы прожили 9 лет.  Йозеф называл это «дружили».

- Но расстались?

- Да. Мы с дочкой решили переехать в Цюрих, а Йозеф не захотел покидать свой город.

В Цюрихе мы прожили 6,5 лет. Сначала я приезжала к Йозефу два раза в неделю, привозила ему подарки. Он такой сластена - как ребенок радовался моим бесхитростным сюрпризикам. И мне тоже делал подарки. Но постепенно мы окончательно отдалились.

- Сейчас вы снова живете в Шаффхаузене?

- Да, я в 63 года вышла на пенсию. На год раньше, чем принято в Швейцарии.

-5

- Чем занимаетесь в свободное время? Путешествуете по Европе?

- В первые годы после переезда путешествовала гораздо больше: и в соседние страны, и по самой Швейцарии.  Сейчас на местные красоты глаз немного замылился. То, что приводило в восторг, воспринимается уже как обыденность. Голова занята насущными проблемами. Быт - он и в Швейцарии быт. В основном провожу время дома. У меня есть подруга, тоже переехавшая из России, общаемся с ней.

- А что вас связывает с Крымском?

- В 1975 году меня привез сюда из Донецка второй муж. Устроилась на работу в музыкальную школу, а в свободное время пахала на земле. В общей сложности у нас ее полгектара было. Выращивала все овощи, посадила сад. Но наша с мужем жизнь не сложилась: мою дочь от первого брака он не любил, родилась общая - и к ней с той же прохладцей относился. Когда уезжала домой в Донецк, жалко было бросать дом, хозяйство, ведь столько сил вложила. Сад только начал плодоносить…

Но ничего, устроилась в Донецке в крупный консорциум по производству обуви. Сначала меня в раскройный цех взяли, а потом, когда на пикнике руководство мою стряпню попробовало, сразу на кухню перевели. Если иностранных гостей (а наше предприятие было совместным) хорошо накормишь, они тебе ручки исцелуют и все контракты, довольные, подпишут.

Помню, когда случилось землетрясение в Спитаке, все сотрудники нашего предприятия до 12 ночи работали, контейнерами отправляли в Армению обувь. Наш директор - грек - говорил, что делает это в знак благодарности армянам за то, что они когда-то научили его работать.

Потом консорциум распался, руководство уехало в Америку, а мы остались без работы. Пришлось выживать. Пять лет торговала в Москве на Лужниках. Брали товар на Черкизовском оптовом рынке на деньги под процент. Конечно, рисковали, но зато дети были сыты.

Да разве всю жизнь расскажешь, много всего было…

- Сейчас можете сказать, что счастливы, живя в Швейцарии?

- Если выбирать - Украина или Швейцария, то Швейцария, конечно. В Донецк сейчас тоже возвращаться боязно. Но если судьба так сложится, в Крымск вернусь с удовольствием. Мне 73 лет, но силы еще есть, могу и землю обрабатывать, и живность содержать.

- В Швейцарии всем этим заниматься нельзя?

- Если жить в деревне, то можно. Но приобрести землю практически нереально: альпийские луга стоят баснословно.

- Помощь швейцарского государства обеспечена вам пожизненно?

- Да.

- Вы не можете остаться там без жилья, на улице?

- Исключено.

- Но гражданство у вас российское?

- Да. В Швейцарии у меня вид на жительство, которое можно продлевать в течение всей жизни.

- А если вы заболеете, сможете получить полноценную медицинскую помощь или на сколько хватит денег?

- Первое, что в обязательном порядке требуется при получении вида на жительство - оформление медицинской страховки. В так называемую кранкенкассу нужно ежемесячно вносить 500 франков. Собственно, вся моя пенсия уходит на эту статью расходов. Но кранкенкасса на 90 процентов оплачивает все лекарства и гонорары врачей. Если лекарство стоит 50-60 франков, я плачу 5-6.

- Но за месяц 500 франков на лечение вы не тратите?

- У меня обструктивный бронхит, поэтому лекарств требуется много. Но, конечно, пока не болеешь, отдавать ежемесячно 500 франков - очень дорого.

- А если что-то серьезное - скажем, операция, которая стоит дороже внесенной суммы?

- Можно не волноваться - все оплатит кранкенкасса.

- Транспортные расходы дорогие?

- Местные жители пользуются проездными, дающими 50-процентную скидку на проезд в поездах и на теплоходах. Если приобрести флекс пакс за 65 франков, то можно без ограничений ездить на всех автобусах из города в город, по всей стране.

- Как долго вы жили в Крымске?

- Не в самом Крымске, в селе Киевском. В Крымск приезжали на работу на машине. А в Киевском мужу от деда достался участок в глухом, но очень живописном месте, в 2,5 километрах от трассы, но с хорошим трехжильным колодцем. С наших учительских зарплат (муж тоже преподавал музыку) и с того, что давал огород, десять лет строили дом.

- С тех пор, на ваш взгляд, Крымск очень преобразился?

- Я уехала отсюда в 88-м году, но три года назад уже приезжала, так что даже после наводнения перемены были заметны. Стало гораздо чище, порадовали тротуары. Правда, я была только в центре. Нет ухабов на дорогах. Такси появились! Жалко, что парк Тельмана застраивается.

- У вас остались здесь знакомые?

- Да, и знаю, где живут, но навестить всех в этот приезд вряд ли успею. Может, в другой раз.

Беседовала Лариса Сафронова