Яблоко - один из самых мощных символов в искусстве со времен античности. Разберемся, что же он означал, с чем ассоциировался, и почему так популярен сейчас.
- Наверняка все знакомы с грустной историей с участием Адама, Евы, змея-искусителя и одного сочного, но запретного плода. До сих пор идут споры, было ли это яблоко, или, быть может, айва или даже инжир. В любом случае, именно яблоко начинают изображать как Плод-который-нельзя-есть. Но в Новом Завете оно начинает символизировать плод искупления грехов. Именно поэтому на многих изображениях Марии с Младенцем маленький Иисус держит в руках красивое яблочко.
- Голландец Габриель Метсю "специализировался" на бытовых сценах, так что его "Женщины" все время что-то чистят, готовят или моют. После того, как религиозная живопись утрачивает силу, лишается строгих канонов, перестаёт быть единственно дозволенной, простая жизнь обычных людей становится одним из самых больших вдохновений.
- Однажды Сезанн пообещал: "Я удивлю Париж морковью и яблоком!". Художник сделал яблоко лейтмотивом всех своих натюрмортов. Яркие и сочные фрукты появляются практически на всех полотнах постимпрессиониста. Так что да, удивил, конечно. А еще разжёг удивительный аппетит, потому что смотреть на такие яблоки на голодный желудок просто противопоказано.
А если без шуток - для импрессионистов и постимпрессионистов яблоко - важный символ нового искусства. Нового взгляда на привычные вещи, которые Академия приказывала писать исключительно по ее правилам. Так что, возможно, яблоко здесь еще и метафорическое яблоко раздора.
- Лидер фовизма (от fauve - дикий, фр. язык), Анри Матисс передавал с помощью цветов и форм чистые эмоции и впечатления. Так что, глядя на эти яблоки и немного включив воображение, вы увидите солнечные лучи, бликующие на гладких яблочных бочках, и, возможно, даже почувствуете запах.
Это определенно должно быть то самое теплое летнее утро, когда никуда не надо торопиться, ничего не нужно делать. Вы выходите на кухню, и здесь, у раскрытого окна с волнующейся на ветру полупрозрачной шторкой - маленький столик и яблоки. Но это все фантазии, конечно.
- Сюрреализм возвращает нас к библейскому яблоку-искушению, но лишь затем, чтобы напомнить, как много искушений вокруг современного человека, и как мало мы на самом деле знаем о жизни. По сути, Сын человеческий - это Иисус, который, пожертвовав жизнью ради искушения наших грехов больше двух тысяч лет назад, оказывается перед дилеммой: стоит ли вновь спасать тех, кто так отчаянно пытается согрешить? Вот что сам Магритт говорил о картине:
По крайней мере, она отчасти хорошо скрывает лицо, поэтому у вас есть очевидное лицо, яблоко, скрывающее видимое, но скрытое лицо человека. Это то, что происходит постоянно. Все, что мы видим, скрывает что-то другое, мы всегда хотим видеть то, что скрыто тем, что мы видим. Существует интерес к тому, что скрыто и что видимое нам не показывает. Этот интерес может принимать форму довольно интенсивного чувства, своего рода конфликта, можно сказать, между видимым, которое скрыто, и видимым, которое представлено.
Пабло Пикассо всегда стремился к совершенству, так что для него яблоко - это не просто элемент натюрморта или символ вновь совершенного греха. Это попытка изобразить простое еще проще и понятнее, чем оно есть. Достичь идеального яблока, которым видит его ребенок. Так что тут их два: обычное и кубическое. Оба - руки Пикассо. Выбирайте, какое вам больше понравится.
- Для Дали яблоко - это лишь очередной вызов. Художник говорит, что с помощью красного яблока научился постигать пространство-время путём созерцания левитации. Я серьезно, прям так и сказал. И еще цитата про яблоки от великого мастера эпатажа.
«Предел тупости рисовать яблоко как оно есть. Нарисуй хотя бы червяка, истерзанного любовью, и пляшущую лангусту с кастаньетами, а над яблоком пускай запорхают слоны, и ты сам увидишь, что яблоко здесь лишнее»
- Удивлены? А ведь это далеко не единственный логотип, над которым поработал Энди. "Apple" сама заказала художнику надкусанное яблоко, а потом сама же отказалась от наработки. Но все мы знаем, чем это в результате закончилось.
Рамаз Размадзе - современный грузинский художник-сюрреалист, так что и вызовы перед ним вполне современные, ну а бэкграунд из колег-предшественников, в том числе Дали, позволяет включать воображение на полную катушку. Тут четко угадываются сразу несколько работ Сальвадора Фелипповича, впрочем, задумка от этого не становится менее интересной. Яблоко Размадзе не просто обретает лицо и вполне себе хищные зубы: оно еще и претендует на свой собственный кусочек греховности в этом мире.
- Корейский художник написал целую гору фруктов, так что это лишь малая часть из серии "Фрукты искушения". Тем не менее, яблоки вновь предстают перед нами в качестве запретных, греховных плодов, но мы-то с вами уже знаем, что не попробовать невозможно.
Спасибо за ваше внимание! Ставьте лайк, если подборка понравилась. И не забудьте подписаться на канал: впереди много интересного!