Найти тему
Однажды в Тольятти

Путешествия по Самарской Луке. АЛЁНКИН ЖРЕБИЙ. Село Новинки

Чтобы добраться до горы Ош-Пандо-Нерь, на которой, по древним преданиям, жила когда-то мордовская царица Шелех, от Рождествено, где мы остановились, надо проехать ещё через одно село – Новинки. Чего-то особенно примечательного, если не считать потрясающе пышных яблоневых садов, в этом селе нет. Интересно, впрочем, взглянуть на местную церковь. Про неё в селе говорят, что построена она была «на голове». А что это значит? Скоро узнаем.

Село Новинки
Село Новинки

СЫР БОР

От Рождествено до Новинок и в знойный день можно не бояться пешком пройтись. Расстояние между ними немаленькое, но дорога – старинный тракт – бежит мимо знаменитого Новинского бора, памятника природы федерального значения с вековыми соснами и елями. Мы спешим к царице Шелех на туристической «Газельке». И все же – окна широко открыты, и нельзя не почувствовать, какой чистый, пахнущий смолой и хвоей, здесь воздух. – Точное место не покажу, – следуя указаниям нашего гида, научного сотрудника Тольяттинского краеведческого музея Лидии Любославовой, мы вертим головами направо-налево, – но где-то здесь, близ Новинок археологи нашли захоронение времен начала нашей эры – целых 13 курганов! Археологи следы раскопок после окончания работ всегда тщательно маскируют, и понятно почему. Так что только они сами знают, где это было: огромный могильник, в котором были похоронены люди и вместе с ними – лошади. Видимо, две тысячи лет назад здесь останавливалось некое кочевое племя. Все находки, конечно, давно уже зафиксированы в архивных документах, часть из них хранится в Самарском областном музее имени Алабина...
С левой стороны дороги – посадки сосенок. Рождественское лесничество ведёт большую работу по сохранению соснового бора на территории Национального парка «Самарская Лука». И сегодня, говорят, здесь водятся ещё кабаны, волки, лисицы и зайцы, а ближе к Волге полно водоплавающей птицы.
А справа – тот самый Новинский бор. Темная хвоя больших деревьев, возраст самых старых из которых – более двухсот лет. Этот лес – искусственный. Заложен он был, по словам лесников, смотревших распилы старых сухих сосен, в конце XVIII века, когда в этих местах хозяйничали фамилии
Орловых и Орловых-Давыдовых. Потом лес расширялся, к нему подсаживали и другие деревья – берёзы, например. У дороги, пересекающей Новинский бор, не так давно был поставлен памятный знак – столб с дощечкой из нержавейки, на которой начертано: «Люди! Поклонитесь тем, кто создал этот бор, и  тем, кто сохранял его в течение двух столетий!». Но… то ли проскочили мы этот знак, то ли нет его уже… В общем, не заметили. К слову, именно в этом месте лесная дорога выводит путников к Девичьей поляне – солнечному острову посреди прохладного и сумрачного бора. Полянку обрамляют могучие, в полтора обхвата, сосны, пахучие липы, белоствольные берёзы и тонкие осинки. В стародавние времена сюда приходила в дни праздников сельская молодёжь – водить хороводы. Потому и называется поляна Девичьей.

С НОГ НА ГОЛОВУ

Село Новинки
Село Новинки

А вот и Новинки. Сюда в XIX веке были выселены жители несуществующего ныне села Борковка (от слова «бор»), которое располагалось несколько восточнее. Деревня называлась сначала Новокараульное, была мордовской и в известных исторических документах упоминается уже в 1639 году. А закрепившееся позже название Новинки означает «новосёлки, выселки». По престолам местной церкви Новинки именовались также селом Архангельским, а затем Успенским. Сегодня считается селом с традиционной русской культурой.
С виду Новинки – обычное небольшое, уютное село, примечательное разве что окрестным пейзажем. Метров за двести до него уходит налево песчаная дорога, которая ведет к многочисленным заливным озерам поймы Волги, где можно хорошо отдохнуть (если комары не помеха) или половить рыбу – здесь это не запрещено. Через Новинки проходят маршруты на Шелехметь, Винновку и Аскулы.

Таким мы увидели храм в Новинках
Таким мы увидели храм в Новинках

Интересующий нас храм виден уже на подъезде к селу: новенькие голубые купола почти сливаются с небом, оттеняемые свежеокрашенными белыми стенами. Однако ещё совсем недавно нижние этажи были старинной полуразрушенной кирпичной кладкой. Считается, что строился храм с 1806 по 1815 годы. Заново отстраивался буквально на глазах уже в наши дни...
Пожалуй, вот теперь и пора вспомнить легенду о храме. Почему местные жители рассказывают байку о том, что построен он «на голове»? На чьей, интересно? И что это вообще за дикость такая – на головах храмы строить?

Недавнее прошлое храма в Новинках
Недавнее прошлое храма в Новинках

Корни этой довольно страшной истории лежат, вероятно, в тех временах, когда мордва, исконные местные жители, народ о ту пору языческий, переживала процесс крещения. Возможно, нежелание переходить в новую веру и вылилось в легенду об озере Новинки и о том, как строился храм.
– Русские, мокшане и чуваши – народы, которые всегда жили бок о бок на Самарской Луке мирно, – рассказывает Лидия Любославова. – И всё же сёла их имели достаточно ярко выраженный этнический оттенок. Чуваши и мокшане в своё время проделали путь от язычества к атеизму, минуя христианство, а где-то вовлеченные в православие в том числе обманами и посулами. Потом всем скопом обратились в коммунизм, а потом снова стали возвращаться к своей вере. Мокшане считаются православными, но при этом помнят ещё и свои древние верования. Собственно, то же можно встретить и у современных славян…

Храм в процессе реставрации
Храм в процессе реставрации

- Значит, легенда. По ней, построен этот храм был натурально на крови. Семь лет его строили и никак не могли построить – только одну стену возведут, как другая тут же рушится. Созвали большой сход, один «учёный» человек на нем и сказал: «Церковь без человеческой головы не сложишь. Надо голову». То есть жертву. Кинули жребий, и выпал он на единственную дочь местного крестьянина. Звали ее Аваней, по-русски значит – Алёнка. Делать нечего: «Раз тебе любимая была, – сказали, – значит, и Богу любимая». Семь дней отмывали Алёнку в бане, а потом носили по селу с песнями и плачем. Затем выкопали могилу. Уложили Алёнку живую в гроб и стали засыпать землей. Только не одну душу так загубили, а две: увидев, что творят с её единственной дочерью, бросилась в могилу и замертво упала на крышку гроба мать девушки. Так их двоих и засыпали. После этого, мол, храм был всё-таки построен. А народ всё плакал – так, что река вылилась. Потекла прямо от церкви в овражек, в низину. И получилось из этих слёз озеро  Новинское, оно же – Большое Шелехметское…
– Конечно, никакой жертвы не было, – говорит Любославова. – Не мог православный храм быть построен на основе какого-то языческого обряда. Единственное объяснение может заключаться в том, что местные жители не хотели обращаться в христианство, вот и сочинили страшную сказку. Хотя, как показала история, им удалось впоследствии как-то совместить обе веры: и православные праздники отмечать, и традиции своего народа блюсти. Хорошо, что храм всё-таки построили. Пока его не было, людям приходилось в другие сёла ходить. К слову, один из жителей Шелехмети – это соседнее село – даже построил во дворе своего дома «частную» часовенку. По большим праздникам открывал ворота, и местные старушки ходили к нему молиться…

У этого храма есть своя легенда
У этого храма есть своя легенда

Один из местных жителей, проходя мимо, услышал наш разговор и решил присоединиться. Александр (так он представился) тоже принимал участие в возрождении храма: помогал строителям и даже взял на себя функции добровольного охранника.
– В 30-х годах, – рассказывает Александр, – село горело, тогда, вроде, даже крыши ещё соломенные были. Ну, а чтоб заново строить дома, люди решили разобрать храм – на печки там, на стены – время-то уже безбожное было.  Да только не получилось у них, не поддался храм – крошится, а не разбирается. Они и бросили. Потом устроили здесь клуб, а после склад: зерно, мясо, мёд – все хранили. Вырыли погреб, сваливали в него шкуры – словом, разное колхозное добро несли. Я, помню, пацаном был, когда лазил тут и нашёл в стенке кованый такой пятак с датой – 1737 год. Так что, те, кто говорит, что в XIX веке храм построен, ошибаются. Гораздо раньше, село-то ведь очень старое – говорят, в одной книге было записано, что в 1620 году оно появилось. Сейчас-то здесь в основном дачники живут, остальные все на кладбище. Местных, может, человек 70 осталось… А многие в город уехали, потому что работы нет. Почитай вся Самара из сёл состоит – сами, поди, знаете...

Икону Успения Пресвятой Богородицы, в чью честь назван храм, принесли монахини из села Подгоры
Икону Успения Пресвятой Богородицы, в чью честь назван храм, принесли монахини из села Подгоры

Александр рассказал, что икону Успения Пресвятой Богородицы, в чью честь и назван храм, принесли храму матушки-монахини из села Подгоры. В этом, не менее древнем селе, расположен Свято-Ильинский женский скит. К подворью этого скита и относится Успенский храм в Новинках.
…Ну, а наш путь лежит дальше. Мы уже ступили на
Землю Шелех – так называют эту местность здешние жители. К слову и горы здесь уже не Жигулёвские, а Шелехметские. Массив один, а имя другое. И в горах этих – осень: все больше ярко-оранжевого и желтого цвета на сумрачных склонах. И где-то там, на одной из этих вершин, живёт сама царица Шелех…

© 2008-2020, фото автора