Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Чему и как учили в институтах благородных девиц?

Женское образование в России долгое время было невостребованным. Родители твёрдо знали, что «девушка строго должна была соблюдать нравственные нормы: верить в Бога, молиться, почитать отца и мать и беспрекословно подчиняться воле старших», – вспоминала о своём воспитании А.П. Керн. Наряду с этим существовали обязательные правила благовоспитанности для молодых дворянок, подразумевающие «приличное» поведение. Например, неприличным считалось барышне одной выйти на улицу, неприличным было громко говорить и смеяться, вступать в разговор с незнакомым человеком.

О прочих сторонах женского воспитания вспоминали с юмором, как о чём-то совершенно бессмысленном. «А в пансионах, как известно, три главные предмета составляют основу человеческих добродетелей: французский язык, необходимый для счастия семейственной жизни; фортепьяно, для доставления приятных минут супругу, и наконец, собственно хозяйственная часть: вязание кошельков и других сюрпризов», – откровенно язвил Н.В. Гоголь о женском образовании.

Система женского воспитания – именно система, а не отдельные попытки родителей чему-то обучать дочерей с помощью бежавших от революции французов (иногда вовсе и не дворян!), складывалась после открытия Императорского воспитательного общества благородных девиц – знаменитого Смольного института. Но достаточно посмотреть на гениальные портреты смолянок работы Д.Г. Левицкого – становится понятно, что первоначально из института выходили не «добродетельные жёны и матери», а прелестные юные женщины, готовые «блистать и покорять». Такова юная Екатерина Нелидова – портрет прекрасно передаёт и её обаяние, и радость жизни, и ожидание «восторгов страсти нежной» – вскоре она станет фавориткой Павла І.

Д.Г. Левицкий. Портрет Е. Нелидовой
Д.Г. Левицкий. Портрет Е. Нелидовой

Но когда женские учебные заведения попали под патронаж императрицы Марии Фёдоровны, жены Павла, началась совершенно новая страница женского образования в России. Была обозначена цель: «Делая женщину полезной в собственной семье, дать при современном спросе на женский труд не осчастливленным семейной жизнью честный заработок», – то есть это будет счастливая и умелая жена, но даже если не сложится традиционный путь (муж и дети), женщина станет достойной труженицей, чуждой порока.

Императрица Мария Фёдоровна, создатель системы женского образования в России
Императрица Мария Фёдоровна, создатель системы женского образования в России

В Мариинских училищах, названных в честь Марии Фёдоровны, преподавались: Закон Божий, русский язык, арифметика, отечественная история и география, начальные сведения из естествознания, чистописание, рисование, пение и рукоделие. Курс обучения продолжался 4 года. Особое внимание в Мариинских училищах обращалось на рукоделие. Каждая ученица при выпуске из заведения должна была уметь скроить и сшить для себя всё необходимое. Всего в ВуИМ к 1894 г. ежегодно обучалось более 26 тыс. девиц – повторим, ежегодно! Было предписано открыть учебные заведения для детей дворянства во всех губернских городах.

В созданных по уставу 1786 года для недворянских детей малых народных училищах допускалось обучение девочек, однако, число девочек в них было намного меньше, чем мальчиков (в 1800г. в 315 училищах было 18128 мальчиков и только 1787 девочек).

Жизнь в училищах и институтах даже у благородных девиц не была праздной: вставали утром в 6 часов, с перерывами занимались до 8 вечера. Родителей допускали только на краткие свидания, домой воспитанницы не отпускались никогда до окончания обучения. Конечно, ни о каких телесных наказаниях речь не шла, но педагоги находили выход: какая девочка не уронит слезу, если за невыученный урок или дурное поведение (ужас, заговорила с соседкой во время обеда!) провинившаяся «получала на целый день чёрную кокарду на рукав!»

Выпускница последнего курса носила белое форменное платье
Выпускница последнего курса носила белое форменное платье

Путь у каждой из выпускниц был свой, но очень многие, особенно те, кто кроме дворянского звания, от родителей ничего не получил, повторяли девиз училищ: «Знания и воспитание – это кусок хлеба в будущем».

К 1918 г. все институты благородных девиц и все училища Ведомства императрицы Марии были закрыты – новой власти нужны были другие девицы и другие знания.