Опубликованы тематические направления итогового сочинения.
Здесь тоже не обошлось без изменений. Теперь в основе формулировок лежат не отдельные, часто противопоставленные понятия ("гордость и смирение", "доброта и жестокость"), а фразы, задающие направление для ваших размышлений.
Теперь в комментариях к направлениям прямо указано, что для раскрытия темы можно привлекать публицистику, мемуары, критику, философскую и научную прозу, а не ограничиваться художественными текстами. И раньше было можно, но мало кто на это решался. Опора на подобные источники может задать глубину вашим размышлениям, выявить сложные аспекты темы, а это просто необходимо, если вы претендуете на дополнительные баллы при поступлении.
Есть над чем поразмыслить, а на курсе по итоговому сочинению обсудим ваши наработки и подберем интересные аргументы.
ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ
Размышление о значимых исторических и общественных событиях, достижениях науки и культуры, а также отдельных персоналиях, которые оказали влияние как на жизни людей, так и на развитие человеческой цивилизации в целом. Горькие уроки и славные страницы прошлого, которые не подлежат забвению.
Я И ДРУГИЕ
Личность и общество, взаимоотношения людей, проблема самоопределения. Общественные и межличностные конфликты и пути их разрешения.
ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН
Личность в переломные моменты истории и проблема выбора, которая неизбежно возникает перед человеком в эпоху социальных и культурных изменений. Каковы причины значимых перемен и их последствия, как они меняют мировоззрение человека и мир вокруг него. Осмысление жизненного пути в историческом масштабе ("большом времени").
РАЗГОВОР С СОБОЙ
Что значит "быть самим собой". Размышление о ценности и уникальности личности, опасностях внутреннего разлада и поисках смысла жизни, которое позволяет выявить собственные сильные и слабые стороны, опираясь на опыт других людей/литературных героев. Самопознание и самосовершенствование как необходимые этапы пути к собственному Я.
МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ: ПОРТРЕТ МОЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Кто она - молодежь XXI века? Что отличает современного человека от его предшественников, что сближает с ними? Как изменились его культурные и социальные запросы, пристрастия и жизненная позиция, мировоззрение? Что определяет духовные ценности и ориентиры молодых людей тогда и сейчас?
Все предложенные направления могут быть раскрыты на произведениях школьной программы, так что тем, кому просто нужен зачет, даже дочитывать ничего не придётся.
Для тех, кто готов побороться за дополнительные баллы по негласному шестому критерию "оригинальность", уже добавляю в список публицистику, эссе, мемуары и дневники.
Обещаю: выложу разбор на канал!