Найти тему
МИХАИЛ 20.08.1934 - 19.01.2021

32. Город Куйбышев (2-я столица СССР в годы войны).

Недолгая дорога и мы в столице Приволжья, г. Куйбышеве (Самаре). Город большой, как по населению, так и по площади. Наша учебная часть была на окраине, в районе с названием Безымянка. По прибытии нас приняли в учебную роту, поставили на довольствие и мы приступили к выполнению поставленных задач.

 Наша учебная рота. Я стою за капитаном.
Наша учебная рота. Я стою за капитаном.

Знаковым событием для нас было в ноябре 1954 и мае 1955 г. г., участие в праздничных военных парадах Приволжского военного округа, маршируя на главной площади города им. В.В. Куйбышева.

  Центральная площадь города.
Центральная площадь города.

Подготовка к военному параду и его проведение, это тяжелый труд с его бесконечными тренировками до седьмого пота и нервным напряжением. Это соблюдение внешнего вида, осанки, чеканка шага на марше по плацу, равнение в строю и т. д.

    Колонна в парадном строю.
Колонна в парадном строю.

Хочу вспомнить один случай из этого периода службы. Несмотря на то, что меня призвали в армию с Таджикистана, все-таки я был родом из Киева. Увидел афишу. Из Магадана с концертом в Куйбышев приезжает Вадим Козин. Тогда это было запредельное явление. Вадим Козин, Петр Лещенко, Александр Вертинский и многие другие были только в подпольных самиздатах.

Сегодня молодежи трудно поверить, что даже через много лет знакомство с творчеством Токарева, Гулько, Шульмана, Шуфутинского, Успенской, и многих других, в том числе никогда не покидавшего страну А. Розенбаума, было практически невозможно.

Это сегодня дети в третьем классе имеют сотовые телефоны, компьютеры, Интернет, пр. электронные развлечения. Знают Макдональдс и просятся поиграть в боулинг.

И вот выходной день, наш капитан, то есть командир учебной роты, подписал увольнение до 22 ч., и я со своим товарищем делаем всё для того, чтобы попасть на концерт. И нам это удается. Повторюсь, что Куйбышев – город большой, концертный зал в центре. А наша часть – на окраине города. И как всегда, у бочки с медом дежурит ложка дегтя. Концерт, как обычно, начинается на час позже...

Проходит первое отделение, как сейчас принято говорить – разогрев, антракт, мы уже в фойе и смотрим на часы. Для концерта у нас остается максимум 30 минут и бежать в часть. Что же делать? И вот счастье! Замечаем заместителя командира нашей части, подполковника с женой. Мы с дрожью подходим к нему, объясняем ситуацию, просим помощи. И он пошел нам навстречу. Сказал, что разрешает концерт досмотреть. Даже его жена это одобрила.

Подобные эпизоды остаются в памяти на всю жизнь. Благодарили судьбу, что так удачно все сложилось. Под впечатлением, пешочком делаем марш бросок и где-то к полуночи возвращаемся в часть, а в караульной комнате нам сообщают, что вас, как самовольщиков, «уже ждут». Прошла ночь.

Утром появился наш капитан и сразу объявил построение роты. Но мы, до этого, сумели ему всё объяснить, он это перепроверил, и вынужден был создавшуюся ситуацию просто разъяснить. Все стало на свои места. А так как, по сути, он был человек интеллигентный, подробно выслушал нас и попросил рассказать ему о концерте. Пожалел, что сам на нем не был. Окончив «учебку», я вернулся в свою часть.