📅 Звуковой Календарь 28/09/2020
Год и место рождения Георгия Александровича Товстоногова, одного из величайших театральных режиссеров XX века, установлены не до конца. В документах датой рождения указывали и 1915, и 1913 годы. Сам Товстоногов писал, что родился в Тифлисе, а его младшая сестра Натела Александровна утверждала, что в Петербурге. Отец его был дворянином и занимал министерский пост. Творческий путь Георгий Александрович начал с актёрства. Он играл в школьном театре, с 1927 г. посещал Театр юного зрителя, осваивая различные театральные профессии: начал с работы осветителем, а с 1931 г. поступил в труппу ТЮЗа уже как актер, вскоре стал ассистентом режиссера. Затем, в 1933 г., имея за плечами театральный опыт и законченный первый курс Закавказского института путей сообщения, уехал в Москву и поступил в ГИТИС уже на режиссерский факультет. Первые постановки - «Женитьба» Н.В. Гоголя, «Музыкальная команда» Д. Дэля и несколько других - делал в родном ТЮЗе в Тбилиси, куда приезжал летом. В 1937 г. отец Георгия был репрессирован. Самого Георгия как сына «врага народа» отчислили с пятого курса института, но вскоре, после провозглашенной Сталиным формулы «сын за отца не отвечает», восстановили. В 1938 г. Товстоногов окончил институт с дипломным спектаклем «Дети Ванюшина» по пьесе С.А. Найденова, поставленным в тбилисском Театре русской драмы им. А.С. Грибоедова.
До 1947 г. Товстоногов работал в Тбилиси. Ставил спектакли в Театре им. Грибоедова и студенческие постановки в Тбилисском театральном институте, в котором начал преподавать. В 1947 г. он решил переехать в Москву. Некоторое время работал художественным руководителем Гастрольного реалистического театра и поставил два спектакля в Алма-Ате. К 1948 г. Товстоногов вернулся в Москву и был приглашен режиссером в Центральный детский театр. Здесь он поставил спектакли «Где-то в Сибири» И.И. Ирошниковой и «Тайна вечной ночи» И.В. Луковского.
В 1949 г. Георгий Александрович принял предложение возглавить Театр им. Ленинского комсомола в Ленинграде. Директор театра Н.М. Лотошев специально отправился в Москву в поисках талантливых режиссеров и, посмотрев «Где-то в Сибири», предложил Георгию Александровичу повторить постановку в Ленинграде, а затем Товстоногов стал главным режиссером. За спектакль «Из искры» Ш.Н. Дадиани он в 1950 г. получил Государственную премию СССР. Вторую Государственную премию ему присудили в 1952 г. за спектакль «Дорогой бессмертия» В.Г. Брагина и самого Георгия Александровича. В театре им. Ленинского комсомола Товстоногов проработал до 1956 г., поставив порядка 20 спектаклей. Были постановки и в ленинградском Театре комедии, в Академическом театре драмы им. А.С. Пушкина.
В 1956 г. начался важнейший период в жизни Георгия Александровича - его назначили главным режиссером Большого драматического театра им. М. Горького, в котором он проработал до конца жизни и который теперь носит его имя. Новый театральный сезон открылся с тремя премьерными спектаклями: «Шестой этаж» А. Жери, «Безымянная звезда» М. Себастьяна и «Когда цветет акация» Н.Г. Винникова, завоевавший особенную популярность. Крупнейшим и историческим событием в истории советского театра стал поставленный в конце 1957 г. спектакль «Идиот» по роману Ф.М. Достоевского с И.М. Смоктуновским в роли князя Мышкина. В том же, 1957 г., Товстоногову было присвоено звание народного артиста СССР и начались первые зарубежные постановки.
Период руководства Товстоноговым БДТ называют «золотой эпохой» этого театра. Под руководством Георгия Александровича было поставлено бессчетное количество спектаклей, неизменно занимавших чрезвычайно важное место в современной театральной жизни. Товстоногова как ярчайшего режиссера считали олицетворением всего БДТ, а стиль его постановок виделся талантливым совмещением традиции и новаторства.
С 1957 г. Товстоногов преподавал в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии, с 1960 г. был профессором, с 1962 г. - заведующим кафедрой режиссуры. Своим профессиональным опытом делился и в сочинениях, является автором книг «Современность в современном театре. Беседы о режиссуре», «О профессии режиссера», «Круг мыслей», «Классика и современность», «Зеркало сцены».
Послушайте сцену из финала 1 действия спектакля «История лошади», поставленного Георгием Товстоноговым по повести Л.Н. Толстого «Холстомер». А так же фрагмент интервью с Георгием Александровичем, в котором он рассуждает об особенностях современного театра, об отношении к пьесе М. Горького «Мещане» и актуализации классических произведений в современном театре . Записи доступны для прослушивания на нашем сайте:
🔈 http://ргафд.рф/callendar/28-09-2020
Российский государственный архив фонодокументов располагает широким диапазоном звуковых материалов. В рубрике «Звуковой календарь», мы будем знакомить вас с разнообразием хранящихся в архиве документов.