Найти в Дзене
Александр Дедушка

СЧАСТЬЕ. Неужели оно здесь, на земле, невозможно?

Оглавление

Трудно найти что-то общее, что объединяло бы всех людей, независимо от эры, пространства, расы, народа и других – уже второстепенных характеристик. Но общее в их духовном облике все же найти можно – это есть стремление к счастью.

Каждый человек стремится стать счастливым, независимо от возраста и пола – его хотят и матерый маньяк-убийца и обычная домохозяйка и седовласый старец и 12-летняя девочка. Пусть каждый из них представляет счастье по-своему, но само представление о нем, как о чем-то радостно-высоком тоже окажется сходным.

Это может говорить только об одном – что стремление к счастью заложено изначально в духовную природу человека, он и был создан Творцом таким – с этим стремлением, значит, с ним, безусловно, придется считаться.

Но вот парадокс – и парадокс жутковатый. Все хотят быть счастливыми – но счастливым «по-настоящему» на земле стать невозможно.

Оно, это достигнутое «в реале» счастье, всегда в результате сведется к какому-то кратковременному (или долговременному) «суррогату», который никогда не будет соответствовать нашим изначальным желаниям и нашему изначальному стремлению стать счастливым.

Давайте разберем все возможные варианты.

Первый и самый «массовый» вариант реального достигаемого на земле счастья – это счастье в любви.

И что?

Практически никому не удается на земле сохранить «единственную и неповторимую» любовь – она неизбежно уходит или «изменяет». И тогда – поиск новых «любовей», новые их варианты, которые в результате тоже оказываются только временными «суррогатами».

Следующий вариант развития «счастья в любви» - это «счастье в семье» для тех, кому удалось ознаменовать свою любовь семейным вариантом, подвести, так сказать, ее к этому логическому продолжению.

И что?

Много вы знаете пар, которые вместе прожили «от» и «до»? А те, кто все-таки «дожили» сохранили друг к другу то «счастливое» состояние, которое они когда-то испытывали друг к другу? Чаще всего – это уже, по словам Пушкина, не любовь, а привычка:

Привычка свыше нам дана –
Замена счастию она.

Очень точно сказано нашим великим поэтом. Увы – только мало кто улавливает трагический подтекст этих слов. Итак, что касается «счастья в семье», то чаще всего происходит, что искали счастье, а получили привычку.

И, кстати, это еще не худший вариант. У многих подобных вариантов «семейного счастья» несколько – и они все оказываются на поверку «суррогатами».

Думаю, не стоит говорить о вариантах «гражданских браков» - это уже ближе к животным временным случкам, в которых, ясное дело, настоящего счастья тоже не найти.

Хорошо. Продолжаем наш поиск – «счастье в детях».

И что?

Много ли вы найдете родителей, которые могут сказать, как сказал Приам своему сыну Гектору (в фильме «Троя»): «Не было на свете отца, который бы имел лучшего сына»?

Но даже если кому-то и удается быть счастливым от своих детей, в любом случае – это счастье по своей природе временное. Дети вырастают и уходят, и никому еще не удавалось быть счастливым только от сознания, что дети где-то живут, и у них все хорошо. Чужим счастьем счастливым быть невозможно, даже если это счастье твоих собственных детей.

Но в реальной жизни – и этот вариант выглядит как редкая экзотика. Для большинства людей их дети – это источник не счастья, а мук и страданий. Дети и всеми способами добиваются эмансипации и болеют, и умирают, и плюют на родителей, и эксплуатируют их, и забывают в конце концов.

И это – повседневная реальность, а мечты о «счастье в детях» остаются просто очередными мечтами.

Стоит ли разбирать другие варианты счастья? Счастье, например, в творчестве? В славе? В признании? Во власти? В богатстве? В удовольствиях?

Увы – на каждой этой дорожке мы приходим к тем же самым результатам, которые уже рассмотрели – сталкиваемся с очередным временным «суррогатом счастья».

Творчество непостоянно и капризно, признание временно, власть рано или поздно отбирают, богатство разоряется или прискучивает, удовольствия приедаются.

Итак, куда ни кинь – везде оказывается один и тот же клин, и «настоящее счастье» оказывается недоступным. Так, может, его и быть не может здесь, на земле?

В самом деле – какое счастье, когда жить тебе от силы 60-70 лет, и большинство этих лет наполнено борьбой за существование, с болезнями и страданиями? Когда вокруг столько бед и несчастий, что даже временное твое «счастливое состояние» на фоне чужих окружающих мук будет выглядеть неуместным и эгоистичным?

Итак, настоящее счастье здесь, на земле, невозможно?

Давайте пока не будем торопиться с выводами. Продолжим в следующей публикации.

(продолжение следует... здесь)