Нью-Йорк конца 70-х и начала 80-х 20-го века был городом на грани банкротства - депрессивным, полным наркотиков, криминала, брошенных домов и пустующих кварталов. Порождением этой мрачной атмосферы стало одно из самых странных направлений американской культуры «No Wave» (назв. в противовес коммерческому направлению «New Wave»).
Характерной чертой «No Wave» был осознанный отказ авторов от стремления быть понятыми, ориентация не столько на донесение своей идеи до зрителей или слушателей, а на получение удовольствия от творческого процесса. А также размытие границ творческих специализаций - музыканты снимали фильмы, режиссёры играли в музыкальных группах, художники становились актёрами, актёры рисовали.
Оригинальный авторский стиль Джармуш возник из неожиданного соединения концептуальных моделей «No Wave» с традиций великой визуальной культуры европейского кино, к которой он приобщился в Париже.
После обучения в Колумбийском университете Джим Джармуш отправился в Париж изучать английскую литературу. И эи несколько месяцев пребывания во Франции круто изменил его жизнь. Проникшись идеями авторского европейского кино, вернувшись в США, он поступил в Нью-Йоркскую киношколу.
В Нью-Йорке параллельно учась и выступая клавишником в музыкальной группе, Джармуш также работал ассистентом у своего учителя, знаменитого американского режиссёра Николоса Рэя. Он участвовал в создание документального фильма о последних днях жизни Рэя , который снимал приехавший из Германии Вим Вендерс в соавторстве с самим же умирающим мэтром.
Поддержав начинающего режиссера, успевшего снять только короткометражную дипломную работу, Вендерс отдал Джармушу чёрно-белую киноплёнку, оставшуюся после съёмок его фильма "Положения вещей". На неё Джармуш и снял свой первый широкоформатный фильм - "Более странно, чем в раю".
Более странно, чем в раю / Stranger Than Paradise (1984) реж. Джим Джармуш
"Более странно, чем в раю" откровенно незатейливая история о двух праздных бездельниках - венгерском эмигранте, его друге картёжном шулере и его приехавшей из Будапешта кузины. В главных ролях в традициях "No Wave" непрофессионалы, друзья режиссера - композитор и лидер джаз-бэнда Джон Лури, трубач и барабанщик Ричард Эдсон, певица венгерского происхождения Эстер Балинт. В финальной сцене в роли загадочного ключевого персонажа появляется Сара Драйвер, режиссер «no wave cinema», жена Джармуша соавтор многих его последующих фильмов.
Случайные встречи и диалоги "ни о чём", черно-белое изображен, снятые неподвижной камерой долгие планы, минимум монтажных склеек, безлюдные локации, звучащие за кадром фрагменты написанных Лури тягучих и нервных мелодий - из всего этого создаётся атмосфера тотальной отчужденности, экзистенциональной пустоты и бесконечного дежавю. "Мы в новом месте, а выглядит всё точно также" - замечают герои. Их спонтанное путешествие через всю Америку в поиске лучшего, идеального "райского" места, оборачивается бесконечным блужданием по кругу с возвращением к самим себе.
Вызывающе простой сюжет завершается неожиданным и остроумным финалом. Фильм будто загадывает зрителю загадку и в то же время предлагает бесконечную свободу интерпретаций.
За «Более странно чем в раю» Джармуш получил "Золотую камеру" за лучший дебют в Каннах, главный приз фестиваля в Локарно "Золотого леопарда", приз жюри в Сандэнсе. Считается, что с его выходом на экраны для независимого кино во всём мире начался новой этап.
Автор :@heynavidad t.me/zhiznkakkino