Найти в Дзене
Кавказский скит

Правильное суждение о человеке: чего нам не хватает для этого?

В воскресном Евангелии мы слышали притчу (см. Мф.18:23-35), в которой Господь обращается к нам, именно – к нам, настолько это важно для всех христиан, для всех людей. Несмотря на то, что почти две тысячи лет прошло с того времени, притча эта актуальна по сию пору. Попробуем рассмотреть ее смысл.

Напомню, речь идет о некоем царе, призвавшем к себе своего вассала, который был ему должен колоссальную сумму – 10 тысяч талантов. По тем временам, да и сейчас это огромная сумма! Семитический (ред.: то есть еврейский, принятый в Иудее) талант был равен 44,8 кг золота. Один талант! А теперь умножьте 44,8 кг на 10 тысяч. 448 тонн! 448 тонн золота! Это, по тем временам, государственный запас золотой.

И вот представьте себе, он не мог отдать царю свой долг. Царь сказал на это: «Продать тебя в рабство, жену твою продать, детей, все поместья – все, что имеешь, продать и вернуть этот долг». Вассал пал на колени и стал со слезами умолять своего царя, чтобы тот подождал немного, пока он как-нибудь не соберет этих денег. И так умилительно, с такими слезами просил, что царь умилосердился над ним и сказал: «Знаешь, что для меня это не такие уж большие деньги, и я прощаю тебе все. Иди с миром!»

«Притча о немилосердном должнике» Виллем Дрост  (1633-1659), школа Рембрандта, Голландия. Местонахождение: Собрание Уоллеса, Лондон.
«Притча о немилосердном должнике» Виллем Дрост (1633-1659), школа Рембрандта, Голландия. Местонахождение: Собрание Уоллеса, Лондон.

И вот этот человек вышел из царского дворца, идет по улице и видит одного из товарищей своих, который должен был ему стомъ пѣ́нязь (сто динариев). Это вообще была ничтожная сумма. Он схватил его и говорит: «Отдавай деньги! Ты мне давно должен и не отдаешь!» Тот упал ему в ноги и стал умолять: «Подожди! Я тебе все отдам! Подожди – не могу сейчас!» Но человек этот не стал ждать. Слугам приказал схватить своего товарища и посадить в темницу, в долговую яму, чтобы родственники как-то его выкупали.

Это увидели слуги царя, которые знали: царь простил должника – и удивились его жестокости. Пошли и донесли царю: «Тот, которого ты простил, которому ты оставил огромный долг, не захотел простить своему должнику ничтожную сумму. Ладно уж простить, просто подождать хотя бы».

Царь разгневался и призвал этого своего вассала. Сказал ему: " Я простил тебе такой большой долг. Не должен был бы и ты прощать своим должникам так же, как и я поступил с тобой?" Разгневанный царь отдал его мучителям, чтобы он воздал весь свой долг. Вы поняли, чем для него это могло закончиться?

О чем эта притча? Притча – это иносказание. О чем говорит Господь?

Наши с вами грехи в наших глазах кажутся ничтожными. Мы даже не представляем себе, как часто согрешаем перед Господом Богом. И если кто-то другой согрешает меньше, чем согрешаю я, мне уже кажется, что он страшный негодяй: я-то так не творю, а вот он так творит. А почему так?

А потому что у нас природная аберрация, т.е. искажение, зрения. Она заключается в том, что мы видим себя лучше, чем мы есть. А когда мы видим грех другого человека, он у нас вырастает до небес. Мы видим его как бы под микроскопом. Эту песчинку мы рассматриваем, как громадный камень, как гору целую. И не прощаем своим ближним их недостатки, прощая себе все, что угодно. Потом идем в храм, каемся. Каемся и думаем, что Бог должен простить нас, Царь Небесный должен нас простить. Мы считаем, что мы этого достойны и всё нам должно быть прощено. А вот своих должников, т.е. тех людей, которые перед нами чем-то согрешили, мы простить никак не можем.

Что это такое? Почему мы не можем простить своих обидчиков, своих должников или даже просто тех, кто не понравился нам? Вот идет женщина по улице: у-у, мымра какая! Смотри, у нее оранжевые волосы; а юбку-то, посмотри, какую надела; а ногти, посмотри, как накрасила! Уже обсудили, уже обругали, уже, не знаю, как поступили. А мымра эта, может, завтра уже покается. Она просто Бога еще не знает. А мы уже осудили ее полностью на геенну огненную.

Так в чем проблема? Как же нам быть? Как нам вылезать из этого страшного состояния, когда мы просим у Бога прощения в своих грехах, которые огромны, но мы их не видим или уменьшаем, но видим у ближних грехи, и их осуждаем и не прощаем.

Надо помнить такую вещь. Мы всегда судим по себе, и это громадная ошибка. А ведь мы все разные. У нас, во-первых, разное здоровье. То, что можешь сделать ты, здоровый человек, больной не может – но ты не знаешь о его болезни, потому что внешне он выглядит здоровым. И вы массу таких людей знаете. Громадный мужчина, плечистый, мускулистый, а у него, оказывается рак, и вы об этом не знаете, а он страшно больной. А у другого – спина, у него там три грыжи и десять протрузий дисков позвоночника. Оказывается, такой здоровяк, не может поднять 5 кг – ему доктор запретил. И вы думаете: вот я-то могу, а этот здоровяк, он что, дурака валяет? Обманывает? Значит, разное здоровье, а я его уже осудил.

Разное психическое состояние. Один более здоров психически, а другой – менее. Мы с вами все больны! И я об этом вам всегда говорю. Мы все. Абсолютно, поголовно – все. Потому что с детства все грешили, большинство из нас Бога не знали в детстве и в юности тоже. А грешили очень много. И поэтому, лишившись благодати, которую получили изначально, мы лишаемся и того, что имели от рождения и от крещения.

Любой человек на земле: любой национальности, любого цвета кожи, из любого социального слоя – абсолютно любой человек получает от Бога душу, потому что подобное рождает подобное. Тело мы получаем от родителей, а душу мы получаем от Бога – материя рождает материю, а дух рождает Дух. Каждую душу, по определению V Вселенского Собора , создает лично сам Господь Бог (ред.: в актах V Вселенского Собора (553 г., Константинополь) содержится осуждение учения о предсуществовании душ; наиболее известным представителем этого направления мысли был Ориген (ок. 185 — ок. 254), считавший, что в тело была вдунута уже ранее существовавшая душа).

Как создание Божие, каждая душа имеет толику благодати. Когда мы крестимся, мы еще дополнительно получаем громадный заряд благодати Духа Святого. Но если мы грешим, лишаемся того, что имели. А поэтому демоны легко заходят в наши тела, особенно через смертные грехи: это блуд, это убийства (аборты всевозможные) и, конечно, обращения к колдунам, магам, экстрасенсам. Все это смертные грехи, за которые мы лишаемся в очень большой степени благодати. И демоны входят в нас и руководят нашими мыслями, чувствами, эмоциями. И поэтому мы все духовно больны – не адекватны на самом деле. Адекватным может быть только святой человек, который изгнал из себя этих демонов, который очистился полностью, изменил свой характер, свою душу. Вот он чист. А мы все грязные.

Но я могу одно, а другой человек этого не может. А я всегда сужу по себе: почему это я могу, а он этого не может? А почему он не может? Во-первых, мы не знаем его состояния здоровья. Может быть, он физически не может. Как я сказал уже, это первая причина, поскольку мы все в разной степени больны – один больше, другой меньше.

Очень часто бывает, что человек психологически не может сделать что-то. А мне это легко. Я его опять осудил, потому что я меряю по себе: я могу, а он не может. Значит, он симулянт. В монастырях это обычное явление, когда монах приходит к игумену и говорит:

- Батюшка, я не могу сегодня идти картошку убирать в поле – я плохо себя чувствую.

- Ты симулянт, иди работай!

Ну, он идет за послушание, потом там падает, и его уносят и увозят на «Скорой помощи». Это обычный случай. В женских монастырях это вообще поголовно. Игумен, игуменья судят только по себе, не умеют вникнуть в состояние человека – любви не хватает.

Дальше. Моральное состояние. Оно нам тоже не известно.

Мы наследуем некие качества от своих родителей, от своих дедов, прабабушек, прадедушек. И об этом Господь говорил на Синае (ред.: см. Исх. 34: 6-7). Я вам всегда повторяю это: за грехи родителей наказывают детей до третьего и четвертого поколения. Значит, часто мы наблюдаем наследственные грехи, а точнее – безблагодатность человека и способность к этим грехам, даже генетическую способность у детей тех людей, которые грешили. Я много раз наблюдал. Например: дедушка был страшный блудник, сын его уже поменял пять жен, и все жены его бросали, потому что он говорил: ну, не могу с собой ничего поделать – не могу с одной женой жить. Его жены бросали. Это конкретный случай, но без имен. Но самое интересное, что и его сын (внук того деда-блудника) в очень раннем возрасте стал блудить. И бабушка, с которой я разговаривал на эту тему, мне рассказывала, что она была просто потрясена тем, что и ее муж, и ее сын, и ее внук (а потом еще и правнук будет) – все страшные грешники именно в этом.

То есть мы с вами не знаем, что у этого человека было в роду. Вот у тебя, допустим, какая-то прабабушка была глубоко верующая женщина. Она угодила Господу, и ее душа находится в Царстве Небесном. Ну, пока не в раю еще – это мы условно так говорим. Но в том духовном мире, где находятся праведники. И она имеет возможность (это Бог дает такую возможность святым) молиться за своих потомков. Вот она нас вымаливает. Может, и дальние предки (десятого колена и двадцатого) нас вымаливают.

То же самое с алкоголизмом. Ученые подтвердили, что он передается генетически. Вот мы уверовали, от чего-то можем удержаться. А у этого человека, которого я осудил, потому что он не смог удержаться, у него дедушка был вором и пьяницей. И он, бедный, поэтому пьет тоже. Но я его осуждаю: я-то смог, удержался, а ведь тоже выпивал. А вот он почему не удержался? Ах, он такой-сякой, негодяй! То есть мы не учитываем того, что может учесть Господь Бог. Поэтому Он нам с вами запретил осуждать друг друга, потому что мы ничего не знаем о внутреннем состоянии человека. Какая воля у него? Может быть, расслабленная, потому что грешил много или его предки грешили; может, он больной, может, еще что-то. Но мы всегда по себе судим, хотя у нас самих грехов полон рот, как говорится. Только мы их всегда уменьшаем, нам они кажутся мизерными, крошечными, микроскопическими. А грехи ближнего кажутся слоноподобными, огромными, как гора. И мы постоянно друг друга осуждаем. А вот Господь нам запретил это, сказал: «Прощайте! И я вас прощу!» (см. Лк. 6: 37, Мк. 11: 25-26, Мф. 6: 14-15). Вот как в сегодняшнем Евангелии: «Я же простил тебе твой долг, но ты-то почему не простил своему ближнему?»

Почему Он запретил нам осуждать? По причине того, что мы не знаем всего внутреннего состояния другого человека, его генетику, его физические силы, его наследственность – мы ничего этого не знаем. И постоянно грешим этим грехом – осуждением.

Мы, христиане, должны постоянно вести войну со своими грехами, в первую очередь с грехом осуждения. Это сложный процесс. Но нужно ставить перед собой задачу: я должен бороться с этим грехом осуждения. И начинать следить за собой. Вот хочется осудить, а я мысленно говорю себе: перестань, ты ничего не знаешь про этого человека. Сейчас он грешит, а через 5 -10 лет, может быть, покается. Такие случаи были. Ну кто мог подумать про того разбойника, который был распят рядом со Христом по правую сторону?! Ведь он был разбойник, конкретно: замешан был в убийстве. И Евангелии об этом говорится. Они вместе с Вараввой были – это была банда разбойников, которые грабили и убивали. И у этого разбойника руки-то кровью замараны. Но кто мог предположить за час до его смерти, что он будет спасен? Никто! Все думали: в огонь вечный пойдет! Убийца! Грешник! А покаяние? Оно изменило всю ситуацию.

Так же и мы с вами, осуждая другого человека, мы не понимаем, что у него есть шанс на покаяние. И мы знаем много святых, которые были когда-то разбойниками, блудниками, грешниками. Вспомните Марию Египетскую: уж она какая блудница была! Моисея Мурина помним (ред.: преподобный Моисей Мурин, Эфиопский, иеромонах (330-405) – египетский христианский святой эфиопского происхождения; память 28 августа/10 сентября). Да много святых. Поэтому притча эта говорит о том, чтобы мы помнили, что наши грехи огромные всегда, и мы должны самим себе напоминать, что сами не видим своих грехов, уменьшаем их. А они огромные! Вот как те десять тысяч талантов, которые я должен Богу. А грехи ближнего – это пѣ́нязь (пе́нязь - "(мелкая) монета", от ст.-слав. пѣнѩѕь - "деньги"). Вот так мы должны думать, так напоминать себе, чтобы бороться с этим грехом, страшным грехом осуждения.

Если не бороться, поверьте, будете приходить каяться, всю жизнь свою будете приходить на исповедь и говорить: «Я осудил…», - а выйдя из храма, опять в разговоре с друзьями начнете осуждать ближнего. Значит, такой человек просто не ставит задачу борьбы с грехом. Если ее поставить, то сказать себе: я буду бороться с грехом осуждения, я буду следить за собой, чтобы не раскрывать рот прежде, чем не подумаю, стоит ли это говорить. Я буду стараться контролировать мысли свои, и как только появится помысл осуждения, буду просить прощения у Господа за то, что опять осудил. Если я буду просить на каждой молитве: и утренней, и вечером перед сном, и идя по улице днем и молясь Иисусовой молитвой, и стоя в очереди к врачу или в магазине,- чтобы Господь избавил меня от осуждения, добавляя, что у самого не получается и просить: «Господи, помоги мне!» - вот по моим подсчетам, по моим наблюдениям примерно два года уходит на это. И можно избавиться. Я вам говорю реальную вещь, испробованную, проверенную: можно избавиться от осуждения,- да так, что оно уйдет, и вы забудете, что такое осуждать кого-то. Будете принимать любого: да, вот он такой. Если он совсем плохой человек, негодяй, сознательный негодяй, просто будете обходить его стороной. Никто же вас не заставляет обниматься с ним, лобызаться. Но и осуждения не будет. Да, вот он несчастный, вот он такой: может, родители у него такие были, дедушки, прадедушки – ну, вот и он такой. Подальше от него держаться, но не осуждать. Не держать зло, даже если тебя обидели. Это не просто, но это можно выпросить у Бога. И Он нам объяснял, как это делать. Для этого рассказывал нам притчу, помните, - притчу о вдове, которую ограбил сосед (отрезал у нее кусок земли, передвинув ограду), и она никак не могла выпросить у судьи, чтобы он отсудил для нее обратно эту землю (см.: Лк. 18:1-7).

Богъ же не и́мать ли сотвори́ти отмщенiе избра́нныхъ своихъ, вопiющихъ къ нему день и нощь, и долготерпя о нихъ? (Лк. 18:7)
Богъ же не и́мать ли сотвори́ти отмщенiе избра́нныхъ своихъ, вопiющихъ къ нему день и нощь, и долготерпя о нихъ? (Лк. 18:7)

Судья, видимо, был жадный человек, а вдова была бедная и заплатить не могла судье, поэтому он ее и не слушал и не собирался защищать ее на суде, хотя по документам вся правда была на стороне женщины, доказать это было бы просто. Но он не хотел, потому что вдова денег ему не могла заплатить. И вот она так достала этого судью своими просьбами и мольбами долгими, что он сказал: «Ладно, защищу ее на суде, потому что уже не могу терпеть. Она меня замучила: утром меня встречает у калитки, потом на работу ходит, нудит... Лучше я ее защищу бесплатно, лишь бы только перестала мне надоедать».

Вот так мы должны «приставать» к Господу, так просить. Это наша духовная работа выклянчивать у Бога помощи, но самим стараться следить за своими мыслями, своими словами, чтобы тут же прекращать всякое осуждение. Не надо это никому. Вы этим только будете набирать себе лишних грехов.

Вот о чем эта притча. И я призываю всех вас не расслабляться, всегда ставить перед собой определенную задачу. Видите в себе какой-то грех – начните с ним бороться, поставьте задачу и пытайтесь достигнуть результата не только своим трудом, но и помощью Божией, которую мы испрашиваем через молитву. Аминь!

Подписывайтесь на "Кавказский скит Валаама"канал для тех, кто ищет ответы на трудные вопросы духовной жизни, которые ставит перед нами современный мир.

Пишите нам — и молитвенная помощь придет.

Имена на поминовение: WhatsApp +7 (988) 501-00-88,
пожертвование на карту Сбербанка
4817 7602 4787 9236
или перевод на телефон:
+ 7 988 501 00 88,
сумма — на Ваше усмотрение.