Найти тему
Бубликов

«Погибаем, но не сдаёмся...» | Герой Алексей Харлов и его бессмертная танковая рота

Харлов Алексей Гаврилович - родился 26 марта 1919 года в городе Алапаевске ныне Свердловской области в семье рабочего. Русский. Окончил 6 классов, работал машинистом паровоза, затем секретарём комсомольской организации паровозоремонтной мастерской.

В Красной Армии с 1939 года. На фронте в Великую Отечественную войну с сентября 1941 года. В 1942 году окончил Челябинское танковое училище.


Командир танковой роты 26-го гвардейского отдельного тяжелого танкового полка (21-я армия, Ленинградский фронт) гвардии старший лейтенант Алексей Xарлов особо отличился 21 июня 1944 года в бою за станцию «Таммисуо» (ныне - «Таммисто» под городом Выборгом Ленинградской области). Прорвав сильно укреплённую полосу обороны врага, вверенная ему рота в течение семи часов отражала контратаки противника.

Так уж получалось в 26-м гвардейском танковом полку, что самые сложные боевые дела почти всегда доставались роте старшего лейтенанта Харлова. Собственно, «доставались» не то слово. Ничего случайного в этом не было. Просто в Алексея Харлова очень верили.

-2

Никто не удивлялся, что в двадцать четыре года он уже командовал ротой тяжелых танков. Из биографии, которую он рассказал на собрании принимавшим его в члены партии, стало известно, что в двадцать лет Алексей Харлов был паровозным машинистом. А кто же доверит паровоз ненадежному человеку! Правда, быть командиром роты тяжелых танков сложнее, чем водить паровоз. Но ведь за войну у него накопился немалый опыт.

Молодым Алексея можно было назвать только по годам. В остальном он имел полное право считать себя ветераном. Воевал с сорок первого, одним из первых получил награду, которой мог удостоиться только очень отличившийся в боях командир, - орден Александра Невского.

-3

И все же больше всего однополчанам запомнились последние бои старшего лейтенанта Харлова. Было это на Карельском перешейке летом сорок четвертого года. 26-й гвардейский тяжелый танковый полк, подобно могучему тарану, должен был пробивать бреши в сильно укрепленной обороне противника.

Острием этого тарана стала рота Алексея Харлова. Называлась она в те дни ударной подвижной группой. Танкистам приходилось вступать в единоборство с одетыми в бетон огневыми точками, со спрятанными в засаду пушками и пулеметами. Только в боях за населенные пункты Бабочино, Сумма и Хумола рота Харлова блокировала и уничтожила пять дотов и девять дзотов, разбила семь пушек и десять пулеметов. Из них восемь пулеметов, три пушки и несколько укрепленных огневых точек уничтожил сам командир. Он не просто вел роту, он показывал, как надо сражаться. 21 июня в бою за станцию Тамисуо рота старшего лейтенанта Харлова должна была прорвать укрепленную полосу обороны противника. Несмотря на сильный артиллерийский обстрел, командирский танк пробился вперед. Оказавшись в глубине вражеской обороны, экипаж начал в упор расстреливать огневые точки. Уже было разбито пять пушек, четыре пулеметных гнезда и три миномётные батареи. Ловко маневрируя тяжёлой машиной, механик-водитель Скоробогатов подмял под гусеницы две противотанковые пушки, миномёт. Но остальные орудия, находившиеся на этом участке, открыли огонь по вырвавшемуся вперёд советскому танку. Машина оказалась подбитой, и враги бросились к ней, надеясь тут же захватить танк. Но из этого ничего не получилось.

-4

Танк превратился в крепость, гарнизон которой состоял из четырех гвардейцев. Командир роты старший лейтенант Алексей Харлов, командир танка младший лейтенант Филипп Миронов, водитель техник-лейтенант Анатолий Скоробогатов и командир орудия старшина Виктор Вагин решили драться до последнего снаряда, до последней пули. Семь часов подряд они отбивали попытки противника подойти к танку. И только когда кончились боеприпасы, враги окружили машину. Они предложили танкистам сдаться. В ответ из смотровых щелей раздались пистолетные выстрелы.

Наконец опустели и обоймы пистолетов. Снова враги кричали:

- Рус, сдавайся!

Никто не знает, о чём говорили гвардейцы в эти минуты. Радист на командном пункте принял лишь несколько слов: «Погибаем, но не сдаёмся...»

-5

Это было решение всех четырёх. Четырёх во многом разных людей. Старшему из них – водителю Скоробогатову - исполнилось уже тридцать восемь, а самому младшему - командиру орудия Вагину - недавно пошёл двадцать первый. Не будь войны, может, никогда и не встретились бы паровозный машинист Харлов со слесарем Мироновым. Не так уж близко от уральского города Алапаевска до Кемеровской области. Ещё дальше от города Клинцы, где работал Вагин, до Западного Казахстана - родных мест Скоробогатова. А в боях они побратались.

До самых последних секунд танкисты боролись. Когда враги подожгли танк, гвардейцы пустили в ход огнетушители. Фашисты подтащили взрывчатку…

В подорванном танке всё смолкло, а солдаты противника ещё долго не решались поднять крышки его люков.

Вдруг раздались выстрелы, и опять всё кругом заполнилось рёвом танковых моторов. Это шли другие танки. Снова прорвавшись через укрепления противника, они появились в глубине его обороны. Такого огня, который встретил здесь танк четырёх героев, уже не было. Пушки, разбитые экипажем Алексея Харлова, молчали.

 Перед памятником - надгробие на могиле шести Героев Советского Союза: Авдеева Т.П, Видяшева Н.Т., Харлова А.Г., Скоробогатова А.М., Миронова Ф.А., Вагина В.А. Братская могила № 36 расположена в микрорайоне "Южный" города Выборга Ленинградкой области на Ленинградском шоссе. Фото Уфаркина Николая. 17 июля 2008 года.
Перед памятником - надгробие на могиле шести Героев Советского Союза: Авдеева Т.П, Видяшева Н.Т., Харлова А.Г., Скоробогатова А.М., Миронова Ф.А., Вагина В.А. Братская могила № 36 расположена в микрорайоне "Южный" города Выборга Ленинградкой области на Ленинградском шоссе. Фото Уфаркина Николая. 17 июля 2008 года.


Танкисты похоронили четырёх героев. Похоронили рядом, плечом к плечу. К сколоченному из досок обелиску кто-то прикрепил вырезанную из фанеры звезду.

А потом, когда полк находился уже далеко от ленинградской земли, танкисты прочли в газетах фамилии четырёх боевых друзей. Все они - Алексей Гаврилович Харлов, Филипп Абрамович Миронов, Анатолий Маркович Скоробогатов и Виктор Андрианович Вагин - были посмертно награждены Золотыми Звездами.

Гвардии старший лейтенант Харлов А.Г. лично подавил огонь восьми дзотов, уничтожил три артиллерийских орудия, но пал смертью храбрых в этом бою: израсходовав весь боекомплект, командир роты вместе с экипажем не покинул подожжённый врагами танк. Похоронен в братской могиле (№ 36) в городе Выборге Ленинградской области.

Установлена на Смирновском шоссе в городе Выборг Ленинградской области, рядом с улицами, носящими имена Героев. Фото Алексея Седельникова (с сайта «Книга Памяти Великой Войны»), 23.10.2011.
Установлена на Смирновском шоссе в городе Выборг Ленинградской области, рядом с улицами, носящими имена Героев. Фото Алексея Седельникова (с сайта «Книга Памяти Великой Войны»), 23.10.2011.


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Харлову Алексею Гавриловичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденом Ленина, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени.

Его именем названы улица в городе Алапаевске, в котором на здании школы № 2 установлена мемориальная доска. В Выборге в районе подвига танкистов установлена мемориальная доска.

Подписывайтесь на мой канал - Бубликов, чтобы знать о нашей истории ещё больше! Ставьте лайки и пишите комментарии!