- Правильно я посчитала, разделив 15 тысяч налетанных вами часов на сутки? - уточняю у бывшего пилота, Владимира Александровича Николенко, оказавшись у него в гостях накануне Международного дня гражданской авиации.
- Округленно - да, - соглашается он. - В год около тысячи часов налета получалось.
Если бы не компрессионный перелом позвоночника, отдал бы небу еще как минимум пару десятков лет. Но, кроме страсти к авиации, была у меня еще одна - к охоте. Во время одной из них в горах Киргизии меня и накрыла лавина... Летел по отвесному - градусов 60 - склону с высоты примерно 7-8-этажного дома.
Даже после выздоровления мечтать пройти медкомиссию на профпригодность не приходилось...
Переквалифицировался в сотрудника Главохоты, а в 90-е перебрались с супругой из Киргизии на Кубань, здесь когда-то жил мой дед, вот и меня потянуло...
- В авиации самое главное - идеальное здоровье?
- Запас прочности летчиков, а это касается не только физического состояния, но и психологического, должен быть очень большой. Когда я поступал в Оренбургское высшее военное училище, нас из 24 человек, приехавших из Петропавловска, по состоянию здоровья отобрали только троих.
- Военное училище? Но вы же гражданские самолеты пилотировали.
- Сначала я поступил в Оренбургское высшее военное авиационное училище. В то самое, где учился Юрий Гагарин. Прошел. Но среди курсантов старших курсов шли тревожные разговоры о том, что Хрущев режет самолеты, делает ставку на ракеты, считает, что космос требует основных средств и сил.
- При нем и первый спутник запустили в 57-м году, и первый человек побывал в космосе в 61-м.
- При этом военные самолеты уничтожали, так как считали, что в дальнейшем экономичнее и эффективнее будет обходиться ядерными ракетами. Подъезжал экскаватор к ряду стоящих бомбардировщиков Ил-28 и бил ковшом по хвосту, выводя их из строя.
Опытные летчики оказывались без работы - кто-то переходил в диспетчеры, кто-то осваивал новые профессии в народном хозяйстве. Поэтому я принял решение забрать документы из военного училища и сдать их в Бугурусланское летное училище гражданской авиации. Успел в последний день и был зачислен.
- А почему вы вообще захотели стать летчиком?
- Расскажу историю, которая повлияла на мое решение связать жизнь с авиацией. В июне 1963 года я стал свидетелем приземления космонавта Быковского. Мы шли с компанией на речку купаться, вдруг совсем рядом услышали что-то похожее на взрыв. Позже прослушали из репродуктора экстренное сообщение об успешном приземлении космонавта Валерия Федоровича Быковского, и называют координаты. Бежим домой, открываем карты - оказывается, совсем рядом с нами. А над селом Марьевка уже вертолет кружится. Все жители кто на чем бросились на аэродром, чтобы посмотреть на героя!
Быковский был пятым советским космонавтом. Его рекорд - почти 5 суток одиночного полета - до сих пор никто не побил! Помню, Валерий Федорович помахал нам, всем собравшимся в аэропорту, из окна самолета. И в этот момент я отчетливо понял, что хочу быть только летчиком.
- А свой первый самолет помните?
- Конечно. Это был учебно-тренировочный Як-18. В военных фильмах его часто в роли маленького истребителя снимают то нашего, то немецкого.
- А потом на каких самолетах летали?
- После училища по распределению меня направили в Целиноград, 6 лет работал в сельхозавиации. На Ан-2 опылял поля Казахстана, соседнего Узбекистана, Центральной России - тогда все это было Советским Союзом. Потом 34 года мы жили в Киргизии. Во Фрунзе пилотировал самолеты Ил-14, Ил-18, Ту-154. Перевозили и грузы, и пассажиров.
На Ил-14 часто приходилось проводить облет систем посадки на многих аэродромах страны (в Риге, в Киеве, в Красноярске и т. д.)
- Что значит облет посадки?
- Настройка наземной аппаратуры аэродрома перед тем, как она начнет принимать самолеты в штатном режиме. В стране, насколько я знаю, в то время два экипажа на этом специализировались: наш, а второй, кажется, из Керчи.
- Вы, как командир корабля, могли выбирать членов своего экипажа?
- Кадровые вопросы решает руководство, в том числе и комплектацию экипажей, но к пожеланиям командира начальство прислушивалось. Когда я намекнул, что неплохо было бы иметь коллегу, увлекающегося охотой, в экипаже появился бортрадист, болеющий охотой не меньше моего.
Психологический климат в коллективе дорогого стоит. В небольшой кабине мы находимся вместе часами. И здорово, когда есть с кем перекинуться парой слов о том, что тебе по-настоящему интересно, важно.
- Что происходит в кабине пилотов? Мы, пассажиры, воспринимается это как некое таинство.
- Как молитву читаем карту.
- Географическую?
- Нет, она называется контроля и проверок пилотажно-навигационного оборудования. Видели, наверное, этот момент в кино: командир отдает команды, члены экипажа подтверждают выполнение каждой из них...
- А вместо «Аминь» в конце говорят: «Выполнено!»
- Примерно так. После того как получено разрешение диспетчера, запускаем двигатель, выруливаем к взлетной полосе, еще раз сверяем с картой все приборы, получаем разрешение на взлет - и полетели...
- Видели когда-нибудь в небе что-то необычное?
- НЛО - нет, а очень красивое природное явление, о котором никогда раньше не приходилось слышать или читать, встречал. Это была круглая, как цветной бублик, радуга. Я даже сходил в салон, пригласил двух молодых девушек полюбоваться необыкновенной картиной. Не радуга, а просто ворота в рай! Девушки, вернувшись, рассказали об увиденной красоте остальным пассажирам.
Еще одно необыкновенное явление я наблюдал не за штурвалом самолета, а на охоте. Объяснение ему нашлось позже. На фоне неба вдруг вспыхнула яркая точка, бледнея, она начала расползаться вширь, и мы почувствовали ионизацию воздуха. Как выяснилось позже, в 300 километрах от того места, где мы находились, проводилось испытание нашего лазерного оружия.
- Сейчас, в связи с терактами, в кабину самолета пассажирам запрещено не то что заходить, даже заглядывать. Раньше все было проще?
- Я уже рассказал, как сам приглашал пассажирок полюбоваться необычной радугой. В другой раз я разрешил во время полета посидеть в кресле пилота сыну погибшего коллеги. Мальчик летел с мамой нашим рейсом, и мне захотелось порадовать чем-то мальца.
Конечно, правила безопасности и тогда соблюдались строго, но сейчас, в связи со сложной ситуацией в мире, все ужесточается в разы.
- Будущая супруга влюбилась в вас, увидев, какой вы красавчик в летной форме?
- Мы с Томой со школы знакомы, правда, сидели не за одной партой - она впереди, я сзади. Окончив школу, мы сразу поженились. Так что вместе со мной она прошла весь путь: поступление, учебу, все переезды. Кстати, и тогда на речку, когда Быковский приземлился, мы с ней шли, а потом на аэродром вместе поехали.
Нет, не летная форма ее привлекла. Чтобы прожить счастливо вместе более 50 лет, нужно гораздо большее...
- Она вас дома, наверное, сутками не видела ?
- Бывало, возвращался с работы дня через три, уставший, с красными глазами, и тут же засыпал на весь день.
- Отпуск у пилотов большой, билеты на самолет бесплатные. Вы, должно быть, весь мир объездили?
- Когда путешествия - это часть работы, отдых представляешь себе как-то иначе. Я уходил на охоту, а Тома - да, путешествовала, для супруг пилотов билеты стоили 50 процентов.
- А вы на все города страны во время полетов насмотрелись?
- Да, причем с самого выгодного ракурса - сверху. И это действительно красиво. Не могу сказать, что побывал во всех городах Советского Союза, но во многих.
- Была возможность поехать из аэропорта в город, погулять, посмотреть?
- Когда позволяло время и были силы - да, но чаще это происходило так, например: рейс в Москву, вечером должны вернуться. Но в Домодедово пассажиров столько, что яблоку негде упасть, а жарища такая... Однажды, помню, мальчик от перегрева умер... Летим в Красноярск, потом в Якутск. После 8 часов полета положено 12 часов отдыха. Мы прилетели в Якутск в рубашечках, а на Лене уже лед стоит. Особо не погуляешь. Мокрые гостиничные простыни - как следует не отдохнешь.
- А о международных рейсах вы мечтали?
- Попасть на международные рейсы было очень непросто, потому что и рейсов этих насчитывалось не так много. Английский язык я знал хорошо, как пилот аттестовался на "отлично", но, честно говоря, я и усилий не прилагал, чтобы попасть на международные рейсы. Мне нравилась моя работа внутри страны.
- А во внештатные ситуации вы часто попадали?
- Нет. Помню, когда летал на Ан-2, об фонарь (так называется стеклянная часть кабины пилота) ударилась ворона. Никакого ущерба она самолету не нанесла, но, поскольку я тогда только начинал летать, случай запомнился.
Была ситуация: долетели до пункта назначения на трех двигателях, четвертый зафлюгировали. Такие моменты мы отрабатывали во время учебы, поэтому в полете всегда ко всему готовы.
Как-то в грозу попали в невероятную болтанку - бросало на 300 метров вверх, на 300 метров вниз. Единственно, что можно сделать в такой ситуации, удерживать самолет прямо, не дай Бог попытаться поднять нос или опустить. Болтанка связана с чередующимися потоками восходящего и нисходящего воздуха, если дадите слабину и утратите бдительность, нисходящий попытается додавить нос самолета вниз, а восходящий задерет его еще больше... Не буду говорить, чем это чревато.
- Самое сложное - это посадка?
- Не всегда. И взлет бывает сложный и сам полет. Во всяком случае, у меня посадка никогда особых трудностей не вызывала. А садиться приходилось в разных условиях, в том числе и на лыжах зимой.
Хотя, сейчас вспоминаю, был случай... На Ил-14 мы летели из Фрунзе в Целиноград. Прочитали карту. Под нами ровное поле. Иду до высоты принятия решения, после которой нужно или садиться, или уходить на второй круг. А я не вижу взлетной полосы, вообще ничего не вижу. Отдаю команду идти на второй круг, но тут поднимаю голову и замечаю, что обогрев стекол не включен, они обледенели, потому и не видно ничего. Когда читали карту, бортмеханик отчитался: "Выполнено", но то ли не включил, то ли выбило автомат...
- У летчиков есть плохие приметы? Кажется, им нельзя говорить слово «последний»?
- Про слово «крайний» - это уже сейчас придумали. Я не помню, чтобы мы когда-то говорили «крайний раз». Пуговицу на рубашке перед полетом нельзя было пришивать, если отлетала - вставляли с внутренней стороны спичку, и на нее ниткой закрепляли. А других примет у нас не было.
- А казусы были?
- Помню, однажды замкомандира эскадрильи написал в журнале замечание: «В таком-то двигателе слышится металлический зуд» (вместо звук). Техник авиабазы ему подыграл, написал: «Может, завелись вши?»
На все замечания реагировали четко, механики их оперативно устраняли, но в журнале в тот раз решили таким образом похулиганить.
- Я была в компании подводников, когда пришло трагическое сообщение о том, что утонула ПЛ «Курск». Все тут же стали разрабатывать варианты, как ее можно поднять, как спасти людей, что-то чертили, высчитывали. А вы, летчики, когда слышите об авиакатастрофе, начинаете анализировать причины, делать выводы?
- Конечно. Когда в конце 2016-го года в Сочи упал в море ТУ-154, по траектории падения, по той информации, которая звучала в СМИ, я сразу предположил, что проблема могла возникнуть с закрылками или с потерей пространственного восприятия у пилота. Я знаю, что это такое, пару раз на себе испытывал. Заходишь в кабину, особенно если темное время суток, и не понимаешь, где верх, где низ. Очень опасное состояние. Нужно огромное усилие воли, чтобы выйти из него.
Я уверен, бывшие летчики продолжают интересоваться авиацией всю оставшуюся жизнь, и это касается не только авиакатастроф, через призму авиации изучаешь историю войны, развитие промышленности в этой отрасли, все остальное...
- Что сегодня с развитием гражданской авиацией в России? Мне, сколько летаю, все старые "боинги" попадаются...
- Эксплуатируются и собранные в России самолеты. Ту-204 производят в Ульяновске и в Казани. Его разработали в конце 80-х - начале 90-х годов для замены Ту-154. С 2008 года в Комсомольске-на-Амуре делают "Сухой Суперджет 100".
- Хотели бы побывать за штурвалом новых самолетов?
- Я понимаю, что они намного современнее тех машин, на которых летали мы, что они оснащены компьютерными мозгами, но, боюсь, пилоты постепенно начинают превращаться всего лишь в операторов умных машин. Мне кажется, в наше время для управления самолетами требовалось больше знаний и навыков. Может, конечно, во мне говорит ревность, консерватизм...
- Некоторые врачи тоже замечают, что раньше было искусство врачевания, а сейчас функции врачей все больше начинают сводиться к обслуживанию медицинской техники. Нельзя отказываться ни от чего нового, но как бы и старое не растерять...
- Согласен. Последние события как раз на то и указывают, что в случае сбоя техники человек оказывается беспомощным. А еще недавно пилоты умели и знали, как выйти из аналогичных ситуаций в ручном режиме.
- Женщин-пилотов в последнее время в гражданской авиации становится все больше. Когда вы летали, можно было себе такое представить?
- И в те годы они управляли самолетами, но тогда это было скорее исключение из правил. Одна женщина-пилот работала в Целинограде, одна - во Фрунзе. Мы относились к ним слегка с иронией, но, скорее всего, вследствие нашего мужского эгоизма, потому как летали они неплохо, разве что имели меньше часов налета.
- Раз женщины справляются, значит, для того чтобы управлять самолетом, не нужна большая физическая сила?
- Сложное управление было в самолетах времен Чкалова и Байдукова, которые через Северный полюс из Москвы в Ванкувер долетели, когда еще вместо электроприводов использовались тросы. С тех пор самолеты все время совершенствовались.
- Как вы думаете, в будущем мы все и повсеместно перейдем на воздушный транспорт?
- Возможно. Уже сейчас на море можно увидеть небольшие легкие самолетики, которые катают всех желающих, могут приземляться как на воду, так и на сушу, используются в качестве развлечения и перелетов на небольшие расстояния.
- На Кубани вы предаетесь своей страсти - охоте?
- Нет. Столько дичи за свою жизнь настрелял, что настало время сказать себе - все, хватит. Да и жалко уже всех становится... Около дома, а мы живем рядом с рекой, гуляют фазаны. Смотрю на них, когда рыбачу, но желания стрелять не возникает.
- Что любите посмотреть по телевизору?
- С удовольствием смотрю авиашоу. Я и сам, когда летал на Ан-2, любил выполнять фигуры высшего пилотажа, делал бочку, мертвую петлю. Это, конечно, было хулиганство, но мне очень нравилось.
- А зрители у вас были?
- Разве что случайные, если только кто-то из жителей казахских сел поднимал голову...
- Спасибо вам, Владимир Александрович, за интересный рассказ. Поздравляю вас, а в вашем лице и всех, имеющих отношение к гражданской авиации, с профессиональным праздником.
- Нужно подчеркнуть - международным, потому что российский празднуется 9 февраля.
- С чем эта дата связана?
- В 1923 году Постановлением Совета Труда и Обороны СССР был учрежден Гражданский воздушный флот.
- В истории сохранилась информация о первом пассажирском авиарейсе?
- Да, он был из Москвы в Нижний Новгород - 420 километров.
Международный праздник гражданской авиации помоложе, отмечается с 1996 года, организовали его 193 страны, в том числе и Россия!
- Много праздников не бывает. Отметим и международный!
Беседовала Лариса Сафронова