Найти в Дзене
АниМяв

Чему учит аниме?

Оглавление

Сколько десятилетий существует аниме, как явление - столько же десятилетий ведутся споры о его влиянии на сознание человека, а в частности детей. Тут и там можно услышать совершенно диаметрально порой противоположные мнения: и "Аниме - развращение малолетних", и "Аниме - лучший учитель жизни". Мы решили, что нам стоит подробнее разобраться со значением аниме для общества, и личности в частности, и поставить наконец точку - чему вправду научит аниме?

Для начала перейдём к краткой истории этого явления.

Ничего не напоминает?:)
Ничего не напоминает?:)

История изображения сюжетов в иллюстрациях - характерное явление для всех цивилизаций с начала их зарождений. Не обошла такая культура ни европейцев, ни азиатов. Порой рисунки не просто дополняли внешний вид книги, а именно передавали собой смысл книги и сюжет - сложная письменность из трех алфавитов (кандзи, хирагана и катакана) вынуждала добавлять их текстам т.к. даже образованному японцу века 12 было порой сложно уловить полностью смысл написанного. Сосуществуя с японским народом, подобная культура более чем нашла отклик в мультипликации, столкнувшись с европейскими технологиями и веяниями в начале ХХ столетия. Но дороговизна производства, катастрофы (1 сентября 1923 года Японию сотрясло: землетрясение Канто почти уничтожило Токио и Йокогаму и прилежащие к этим городам районы, а вместе с ними и первые анимационные студии) не дали развиться отечественной мультипликации. Дале Вторая Мировая нехило ударила как по государству, так и по обществу. Но с утратой технических возможностей подарила народу нужду в добре и светлом будущем. Под влиянием этих желаний и начинают появляться первые аниме.

Одним из первых аниме-героев становится Атом - ребёнок-андроид, созданный учёным от горечи утраты сына. Хоть он не являлся человеком биологически, но зато имел самое важное душевное качество - человечность.
Атом спасает людей.
Атом спасает людей.
Он всегда старался помогать окружающим - защитить обычных людей от зла, несправедливостей и катастроф. Так, однажды, он даже предотвратил бомбёжку деревни.

Но это не единственный пример хорошего сюжета. К примеру, в середине 50-х создаётся аниме и манга "Белый лев Кимба", сюжет и сцены которого Дисней тихонечко подобрали для своего шедевра - "Короля льва".

В 60-е западные телеканалы стали чаще покупать японские аниме-сериалы. И не только Запад - СССР сами сотрудничали с 60-х с теми же японцами, выпуская совместные и японские аниме в Союзе ("Пингвинёнок Лоло", "Приключения Боско", "Босоногий Ген", "12 месяцев" и другие).

"Пингвинёнок Лоло"
"Пингвинёнок Лоло"

К 80-м, Золотой Век аниме в Японии знаменует выход первых произведений культового аниматора и сценариста Хаяо Миядзаки. С детства мечтая дарить людям добро, он нашёл себя на поприще анимации (его творения - «Навсикая из Долины ветров», «Небесный замок Лапута», «Ведьмина служба доставки», «Мой сосед Тоторо» - всемирнопризнанные шедевры мультипликации, прославляющие добро, честность и человечность).

Вот только некоторые герои из творений Хаяо Миядзаки.
Вот только некоторые герои из творений Хаяо Миядзаки.

С распространением технологий конечно начинают появляться не только детские, так сказать, аниме - собственно, как и в других сферах выражения мыслей: кино, иные виды мультипликации, да даже книги. Но это не отменяет того факта, что аниме не перестало учить добру или, тем более, никогда ему не учило. Напротив, стало появляться всё больше произведений, прославляющих человеческие добродетели. Из последних в пример можно привести совместный проект Европы и Азии - аниме "Вайолет Эвергарден", повествующее о девушке, которая познаёт искренние человеческие чувства (подробнее об этом аниме можно почитать в статье на канале).

Вайолет Эвергарден - главная героиня одноимённого аниме.
Вайолет Эвергарден - главная героиня одноимённого аниме.

Чему же может научить аниме?

А здесь, как мы видим, всё будет зависеть от посыла произведения. Ибо аниме - форма, в которую могут быть заключены любые смыслы, суждения и эмоции автора. Дело здесь такое же, как и с книгами, фильмами, театром - другими видами и формами искусства.

Вы же, зная о существовании эротических фильмов, современных и не очень фильмах ужасов про маньяков, пропагандистских фильмах различных идей не перестаёте смотреть на Новый Год "Иван Васильевич меняет профессию"? Оставляете в стороне фильмы про раскрытие и познание светлых чувств, про становление главного героя Человеком с большой буквы, про подвиги предков (а исторических и биографических картин в форме аниме - полно), экранизации сказок и классических произведений литературы?.... А ведя речь о литературе, вы же точно знаете, какой её массив составляют книги про извращения, похоть, сектанские, якобы "глубоко философские" да и прочие произведения различной степени паршивости. Но назовём ли мы кинематограф - оплотом зла? Назовём ли мы литературу - развращающим людей явлением?

Ответом на это всё конечно будет нет.

Вы просто не будете смотреть мерзкие картины, читать мерзкие произведения. И не стали бы в молодости. И хоть времена меняются, молодые люди всё равно тянутся к вечному - к человеческому. Поэтому и сегодня имеют имя киноленты про добро и искренность, книги про чистую любовь и порядочность, театральные постановки по историческим событиям и бессмертной классике литературы.

Главное содержание, а не форма.

Теперь, главный вопрос - научит ли аниме хорошему?

И наш однозначный ответ -

Да.

-6

Спасибо за внимание!