Летние каникулы пролетели очень быстро, и вот снова на носу 1 сентября. Быть родителями означает нередко вставать перед выбором. Возможно, кому-то из вас прямо сейчас необходимо решить: отдавать ребенка в школу сейчас или подождать еще год?
Чтобы помочь вам принять это важное решении, специалисты нашего Центра разработали небольшой чек-лист, который поможет определить насколько ваш ребенок готов к школе.
Ребенок готов к школе, если он:
· Умеет выполнять инструкции и требования педагога на занятии;
· Может удерживаться в рамках целенаправленной деятельности не менее 30 минут (не отвлекаться на постороннюю деятельность, не связанную с учебной задачей);
· Любознателен, хочет учиться, получать новые знания, делиться ими с близкими людьми;
· Выполняет инструкции взрослого, которые адресованы группе детей, а не только индивидуально ребенку (в саду, в игровой группе, на других дополнительных занятиях);
· Способен выполнять действия по подражанию и образцу (срисовать несложную картинку, повторить движения в танце вслед за взрослым и т.д.);
· Может спланировать свои действия в рамках игровой деятельности, понимает принцип "сначала-потом";
· Адаптирован к пребыванию в коллективе сверстников, умеет договариваться с другими детьми, придерживается правил в совместных играх, может поддержать диалог, способен сообщать о своих потребностях, попросить помощи в трудных ситуациях;
· Знает основы безопасного поведения в общественных местах;
· Умеет самостоятельно пользоваться туалетом, мыть руки, раздеваться/одеваться, завязывать шнурки, принимать пищу, поддерживать опрятный внешний вид;
· Умеет сообщать о своих физиологических потребностях, придерживаясь этикета;
· Умеет ориентироваться в знакомом помещении или общественном месте: например, находить туалет, столовую, спортивный зал, игровую площадку и т.д.
· Соблюдает адекватно организованный режим дня (режим сна и бодрствования должен соотноситься со школьным режимом);
· Может рассказать о себе и близких: назвать фамилию и имя, профессии родителей, знает домашний адрес, название страны и города в котором проживает и др.;
· Показывает и называет части тела и лица, различает право-лево, верх-низ, понимает и употребляет в речи предлоги (на, в, под, за, перед, из-за, из-под, около и др.); умеет ориентироваться на листе бумаги;
· Называет, узнает на картинках и по описанию времена года, месяцы, дни недели, части суток, ориентируется в их последовательности; понимает значение слов вчера/сегодня/завтра, знает что такое будние/рабочие/выходные дни;
· Знает обобщающие понятия (одежда, обувь, фрукты, овощи, звери, птицы, посуда, мебель, бытовая техника, школьные принадлежности и др.);
· Умеет пересчитывать предметы, отсчитывать заданное количество в пределах 10; умеет сравнивать и уравнивать количества (больше/меньше/поровну); понимает смысл простых задач в одно действие и умеет решать их на пальцах, палочках и другом вспомогательном материале (У Маши было 2 конфеты, мама дала ей еще две.Сколько конфет стало у Маши?);
· Умеет различать на слух близкие по звучанию слова (точка-дочка, мишка-миска и др.); может повторить за взрослым слово, фразу, цепочку слогов;
· Умеет правильно держать ручку, карандаш, может обвести фигуру по контуру, сделать штриховку или закрасить рисунок, не выходя за контур; умеет пользоваться ножницами (вырезать несложные фигуры, делать "бахрому").
Если, проверив ребенка по чек-листу, вы обнаружили, что знания и умения вашего ребенка не соответствуют по 2 и более пунктам, рекомендуем обратиться за консультацией к специалисту (психологу, дефектологу, логопеду), который проведет более углубленную оценку готовности ребенка к школе.