Якутский край входил в Российскую империю как составная часть государства. Политика российского "имперского регионализма" подразумевала формирование в Якутии пророссийско ориентированной части якутского общества. Предполагалось полная инкорпорация якутов в российское общество.
Окраинная политика по интеграции в империю строилась в первую очередь на военно-административных мерах.
После закрепления на якутских землях пришла очередь русского крестьянства, которое по идее царской власти должно было заселить Якутию.
Но идея с русским крестьянством полностью провалилась. Суровые условия Северо-Востока Сибири не дали возможности заниматься пашенным земледелием. Русские крестьяне не стали главной силой в регионе.
Но тут русская администрация проявила поливариантность и основной упор сделал на конфессиональной политике. Упор был сделан на православии.
Христианизация проходила как охват возможно большей территории малыми силами при медленном экономическом освоении новых земель - монография И.Юргановой ИНКОРПОРАЦИЯ ЯКУТСКОГО КРАЯ В РОССИЙСКУЮ ИМПЕРИЮ НА ПРИМЕРЕ ХРИСТИАНИЗАЦИИ
При этом запрещалось притеснять якутов в случае их нежелания принимать христианство. Этому причиной была не кротость русской администрации, а малочисленность и обширность территорий. Если бы якут стали насильно обращать в православие, то они бы просто сели на своих олешек и укатили бы в тундру. И тогда прощай налоги.
Поэтому православным священникам отводилась особая роль в постепенном привлечении инородцев в лоно Российской империи.
Восточно-сибирские епархии находились на особом положении в Русской православной церкви (РПЦ) - Юрганова И. И. История Якутской епархии. 1870-1919 гг. (деятельность духовной консистории). – Якутск. 2007. – С. 51-80, 142.
Их поддерживал не только церковный клир, но русские государи.
Русские цари Михаил Федорович и Федор Алексеевич Романовы выделяли личные пожертвования на строительство и обустройство якутских храмов - Якутские епархиальные ведомости. – 1900. – № 2. – с.32-33
Конечно христианизация Якутии в ее суровых условиях носила характер миссионерства. Но и льготы для миссионеров были весьма неплохие.
Духовенство Якутской епархии было отнесено к "государевым людям" и обеспечивалось денежным, соляным и хлебным жалованием.
В период деятельности Якутской епархии (1870 -1919 гг.) духовенство получало государственное жалование, ружное и пайковое содержание, пенсионное обеспечение, оплату проезда по высшим размерам окладов Синодального ведомства. Обеспечение духовного ведомства епархии складывалось из двух источников: государственного содержания и местных источников, но финансирование государством было основным средством содержания и главным источником существования духовных лиц и их семей. Анализ объемов финансирования государством позволяет утверждать о том, что Якутия входила в состав немногих “привилегированных” епархий Российской Империи - Наумова О. Е. Иркутская епархия. XVIII - первая половина XIX вв. – Иркутск, 1996. – С.88-96.
С середины 19 века в духовенство стали принимать и самих якутов. А их дети стали обучаться в церковно-приходских школах. Богослужение с 1859 года велось на якутском языке, что также способствовало христианизации края.
Духовенство для Восточной Сибири готовилось по отдельной программе в Казанской духовной академии. Оно обучалось местным языкам, педагогике, этнографии и религиозным верованиям. Поэтому якутское духовенство качественно отличалось от остального русского священничества.
Такая конфессиональная политика позволила Российской империи закрепиться в Якутии не силой оружия (которое было бесполезно), а силой слова.