Найти тему

Кефир и русско-украинское казачество.

Эта гипотеза - с разделением запорожских казаков (частью попавшими на Кавказ и имеющими весьма возможное и важное, хотя и частично-косвенное отношение к появлению кефира), исходит из следующего:

По окончании русско-турецкой войны, в 1774 году, был заключен мир с Турцией. После чего Запорожская сечь (служившая русским царям), и находящаяся между «центральной Россией» и Крымом (который ранее был вассалом Османской империи) стала России практически не нужна в качестве защитного «южного форпоста» России по крымскому направлению. Ведь татарских набегов с Крыма больше не предвиделось. В Крыму даже появилась база русского флота.

И.Айвазовский. Черноморский флот в Феодосии, 1839
И.Айвазовский. Черноморский флот в Феодосии, 1839

Сама же Сечь, после падения османского Крыма, «не успокоилась». Начав все более разлагаться и превращаться из войска - в банду. Если ранее, при османском Крыме, грабеж в Сечи допускался в качестве «трофеев» от военного набега, то теперь он превращался в основную форму существования Сечи.

Она начала буквально грабить окрестности, изгонять новых поселенцев (послуживших России и получивших, за это, там землю от царицы) из степи (где свободно, предоставленный сам себе, «гулял» и пасся скот казаков, и которые, в связи с этим, решили абсолютно все степные просторы считать «своими»: изгонять оседающих поселенцев много проще, чем делить между собой просторные степные земли и организовывать там выпас многих тысяч голов скота) и продолжила набеги на польские поселения (необходимость в которых, для России, была сомнительным делом).

Современная реконструкция - музей. Так, предположительно, выглядела Запорожская Сечь.
Современная реконструкция - музей. Так, предположительно, выглядела Запорожская Сечь.

Сечь, таким образом, с каждым последующим проходящим годом, становилась все более неоднородна в своих устремлениях. После разгрома Турции она буквально «зашаталась» между приносимой пользой и наносимым вредом России.

К тому же, на решение царицы о роспуске Сечи, сильно повлияло восстание Пугачева в 1773-1774 годах, серьезно всколыхнувшее Россию. Оно, духовно отравив и ослабив "тыл" государства, даже помешало России добиться лучших результатов в войне против Турции. Стало известно: некоторые запорожские казаки ходили к Пугачеву договариваться (к самозванцу, якобы как к «царю Петру III»). И сам Пугачев, найдя «общие интересы» с Сечью, даже намеревался идти на Днепр, чтобы «поднимать казаков».

Кстати, современные «майданы» и прочие «оранжевые революции» придуманы не сегодня. Смута, ведомая Емельяном Пугачевым, направлялась из-за рубежа.

То есть, Пугачев уже тогда «проторил дорожку развала государства методом обмана населения», а сам стал марионеткой в руках недругов России. Хотя сам он руководствовался «чувством справедливости» (при Екатерине II не раз принимались законы в пользу правящей элиты, не нравящиеся простому народу и ущемлявшие его).

И результаты «народной веры» к Пугачеву были точно такими же, как и сегодня. В частности, в Ижевске, в 1774 году, народ пошел за Пугачевым, так как он «обещал волю». Конкретики "воли" не было, поэтому каждый воображал под нею своё желанное (в современное время эти пустые словеса звучат иначе, но суть та же: сначала - "свобода и демократия», а потом, может быть, как-нибудь разберемся).

В Ижевске тем летом восставший народ убил на предприятии (которое мы сегодня назвали бы "градообразующим") свое заводское начальство. Ведь оно Пугачева не признало. А завод, который мы сегодня знаем, как «оружейный», и где работало много простых горожан, получавших от этой работы средства к жизни - сжег. Позже, когда бунт подавлялся, несколько соратников Пугачева позарились на сумму 100 000 рублей, продав своего предводителя «со всеми потрохами»: Пугачев, при их содействии, был выслежен, арестован и казнен.

Пугачев на Ижевском железоковальном заводе в 1774 году.                 Художник Белых В.Л.
Пугачев на Ижевском железоковальном заводе в 1774 году. Художник Белых В.Л.

Словом, опираясь на ряд тревожных фактов, Екатерина Великая решила распустить Запорожскую сечь.

Тут кратко перечислены не все причины, к этому приведшие. Их было больше. Был даже такой пункт в указе, якобы «чисто женский и вздорный» (а в действительности - весьма глубокий и мудрый): укор сечевикам в том, что они не желают жениться. То есть - сознательно не желают создавать семьи.

В Сечи, с некоторых пор, стало считаться, что настоящему казаку-воину семья не нужна. Потому что «обременяет» его. Но, по российскому пониманию - как в народе, так и в царском дворце одинаково - такое отношение к супружеству было принято только у воров и «лихих людей» (вспомним песню про Стеньку Разина), но - ни как не у нормальных православных.

«Степан Разин», художник А.Кашкуревич.                  Атаман на смерть «в волну бросает» ту, которая могла бы стать ему женой. Обнаженность показывает красоту мягкой женственности и её беззащитность перед надуманной угловатой жестокостью и показухой, мотивированной требованием лихих людей «не иметь семью».
«Степан Разин», художник А.Кашкуревич. Атаман на смерть «в волну бросает» ту, которая могла бы стать ему женой. Обнаженность показывает красоту мягкой женственности и её беззащитность перед надуманной угловатой жестокостью и показухой, мотивированной требованием лихих людей «не иметь семью».

И, что интересно, в «холостяцкую жизнь» ударилась именно «поздняя» Сечь. Ранее за сечевиками отсутствие желания жениться совсем не наблюдалось: обычно казак, как и всякий нормальный человек, предпочитал жить у себя дома в семье, иметь жену и побольше сыновей. (Например, казацкая семья отражена в повести Гоголя «Тарас Бульба», на написание которой повлияла народная память).

Тарас Бульба, у своего дома, встречает вернувшихся из обучения сыновей.                                                       Рис. С.Овчаренко к повести Гоголя.
Тарас Бульба, у своего дома, встречает вернувшихся из обучения сыновей. Рис. С.Овчаренко к повести Гоголя.

Сечь была изначально создана простыми малороссами для защиты своих домов от набегов недругов. Казак, оставив временно дом, добровольно приходил в Сечь на тот период года, когда возможно было ожидать нападений извне. При этом, конечно же, «лучшей защитой» у казаков (как это было принято ещё у древних славян) стало собственное неожиданное нападение первыми на противника, оправдываемое и ведомое местью. Поэтому Сечь, со временем, стала уже не столько «защитой дома» и вынужденной «социальной обузой» крестьянину-казаку, сколько его дополнительным, и весьма прибыльным делом.

К Сечи, для «придания веса» царскому указу о её роспуске, было отправлено русское войско.

Но сражения не произошло.

Продолжение далее: «Запорожская Сечь: на грани добра и зла» будет ЗДЕСЬ. Начало ТУТ. Иллюстрации из открытых источников. Лайки к статье желательны.