Есть профессиональные области, в которых специализированные знания имеют ключевую роль для карьерного роста, медицина, безусловно, одна из таких областей. Чтобы стать профессионалом, медику просто необходимо, как говорится, хорошо знать свое дело, и постоянно проверять себя.
«А не появилось ли чего-то нового, чего-то, что я еще не умею или не знаю?»
Практика показывает, что отличное знание профессиональной области не является достаточным для быстрого карьерного роста, и речь не только о вертикальном росте к управленческим позициям, но и о росте горизонтальном – к позициям настоящего признанного эксперта.
Есть ряд компетенций, которые не привязаны к конкретной профессиональной области, они являются универсальными, и зачастую оказывают критическое влияние на карьерное развитие любого специалиста. Это так называемые soft skills (или гибкие навыки).
Специально для вас эксперты «Высшей медицинской школы» составили список 5 групп универсальных компетенций, которые необходимо развивать, чтобы уверенно идти вверх. Вполне вероятно, вы поймете, что какие-то из этих компетенций уже у вас хорошо развиты, и это здорово! Можете похвалить себя и обратить внимание на те компетенции, которые отстают от сильных сторон. За знаниями будущее!
Обучаемость
Компетенции в нашем списке не расставлены по приоритету, однако вполне логично поставить на первое место именно умение учиться. Обучаемость и открытость новому – компетенция, позволяющая осваивать другие навыки, развиваться в профессиональной области, адаптироваться к новым организационным условиям и требованиям (ведь часто функционал одной и той же должности в разных организациях заметно отличается).
Несколько примеров того, что умеет и к чему склонен человек с развитой компетенцией «Обучаемость»:
- Анализировать свою работу для выявления сильных сторон и точек роста
- Не игнорировать обратную связь о результатах своей деятельности (от руководителя, коллег, клиентов), а наоборот ее запрашивать
- Регулярно интересоваться новыми данными из профессиональной области
- Определять цели ближайшего и стратегического развития
- Пробовать новые методы, приемы и подходы в повседневной, привычной деятельности
- Анализировать учебные материалы, выделять из них ключевые и прикладные моменты
- Перенимать опыт носителей нужных навыков – наблюдать, советоваться, повторять
- По своей инициативе выделять специальное время для обучения и развития
- Не останавливаться в случае неудачной попытки освоить новый навык
Коммуникации
Как бы вы ни были самодостаточны и полноценны как специалист, вам не обойтись без других людей. Нет подчиненных и коллег? Не беда! Ведь у вас наверняка есть руководители, клиенты, пациенты, партнеры и т.п.
Так или иначе вы будете сталкиваться с необходимостью общаться с людьми, и, скорее всего, процесс общения уже занимает солидную долю вашей работы, а значит, эффективность этого процесса нельзя игнорировать! Умение общаться, устанавливать контакт, доносить доступно информацию, аргументировать свою позицию, слушать собеседника – все это крайне важные навыки для любой профессиональной деятельности, которые влияют на результативность вашего труда и впечатление о вас как о профессионале.
Поведение, которое свойственно людям с развитой компетенцией «Коммуникативные навыки»:
- Четко формулирует цели общения с собеседником
- Знает и применяет приемы эффективного общения (установление контакта, активное слушание, язык выгод)
- Стремится поддерживать дружелюбный контакт с собеседником
- Исключает из коммуникации сигналы-конфликтогены
- Проясняет взаимное понимание темы, содержания и результатов общения
- Способен подстраивать манеру и стиль общения под разные коммуникативные ситуации
- Умеет предоставлять конструктивную обратную связь
- Аргументирует свои утверждения
- Внимательно слушает собеседника, не перебивает
Саморегуляция
Под словом «саморегуляция» скрывается группа навыков, которые помогают нам управлять эмоциональными состояниями, мотивацией, концентрацией, вниманием. Все мы прекрасно понимаем, что люди – не роботы, люди – ходячий «человеческий фактор», но почему-то мало с этим работаем. Либо игнорируем, либо говорим себе, что здесь ничего не поделаешь.
Еще как поделаешь! А учитывая то, что медицина – это одна из самых эмоционально напряженных профессиональных сфер с высоким уровнем ответственности, трудовой нагрузкой, драматическими ситуациям на каждом шагу, навыки саморегуляции просто необходимо развивать. Научиться справляться со стрессом, учитывать и эффективно использовать эмоциональное состояние, уметь включать продуктивный настрой и легко переключаться между срочными задачами, не застревая мысленно в неудачах – это то, что сделает из вас настоящего супергероя!
А теперь небольшой тест! Проверьте себя на развитие компетенции «Саморегуляция». Если на все тезисы единый ответ «да», можете смело себя похвалить! Итак, вы из тех, кто:
- Сохраняет продуктивность в эмоционально-напряженных ситуациях
- Умеет эффективно восстанавливаться после периодов напряженной работы или стрессовой ситуации
- Может удерживать концентрацию на задаче, не отвлекаясь
- Знает приемы снятия эмоционального напряжения
- Знает способы конструктивного выражения негативных эмоций
- Распределяет задачи по времени в соответствии с особенностями своей личной продуктивности
- Не застревает надолго в негативных эмоциях, знает методы переключения на продуктивные действия
Ну что, как успехи? Опрос наших клиентов показал, что только 92% людей из 100% опрошенных были четко уверены в ответе «Да», но шли они к этому долгие годы через ошибки и опыт. Мы знаем, как быстрее прийти к максимальному количеству «Да». На VI Международном саммите медицинских сестер, который пройдет 1-6 октября, всецело осветим в том числе и эту тему. Подробности по этой ссылке.
Ориентация на результат
Любая профессиональная деятельность осуществляется не просто ради факта самой деятельности. У нее есть конечная цель и желаемый результат. А дальше все просто:
Если ты систематически достигаешь этого результата, ты – бесценный сотрудник!
Только есть одно «НО». Большой результат требует больших вложений сил и времени, и не всегда очевидно, какие именно действия приведут нас в долгосрочной перспективе к желаемому. Поэтому умение формулировать целевой результат, умение определять план целевых действий, способность придерживаться заданного плана, готовность его корректировать при необходимости, а также готовность нести ответственность за полученный или не полученный эффект – крайне важные качества.
То, что сотрудник ориентирован на результат, также можно понять, если он:
- Формулирует рабочие цели конкретно, с четкими сроками
- Умеет определять ключевые действия по достижению результата, расставлять приоритеты
- Предлагает способы улучшения текущих рабочих процессов
- Ищет способы сокращения затрат (времени, сил, ресурсов) в процессе достижения целевых показателей
- Готов приложить дополнительные усилия, выходящие за рамки должностной инструкции для достижения результата
- Проявляет инициативу в устранении ошибок и предотвращении рисков в рабочей деятельности
- Активно взаимодействует с сотрудниками, влияющими на результат его деятельности
Управленческие навыки
Если вы планируете подниматься вверх по карьерной лестнице, то вполне логично заранее начать развивать у себя навыки управления. Потом вам самим будет проще в новом статусе, да и руководству станет легче принимать решение о вашем повышении.
Но на управленческие навыки можно и нужно посмотреть шире, ведь управлять приходится не только тем, кто формально занимает руководящие должности! Вам придется применять управленческие навыки, если вы взялись вести проект, координировать группу коллег, руководить работами подрядчиков. Получается, что эти навыки будут полезны и для карьеры горизонтальной. Итак, сотрудник, имеющий управленческие навыки:
- Умеет определить кому и что делегировать
- Умеет формулировать конечный результат по SMART
- Знает, как выстроить эффективный контроль выполнения задачи
- Умеет проводить эффективные совещания
- Знает, как выстроить продуктивное взаимодействие в команде
- Умеет устранять негативное влияние «трудного» подчиненного
- Умеет воздействовать на мотивацию сотрудников
Вот такой минимальный список вышел. Конечно, нельзя сказать, что он охватывает все полезные для карьеры навыки, но это то, с чего можно уверенно начинать. Очень интересно узнать, какие компетенции у вас, как вам кажется, развиты, а какие следует подтянуть? Напишите об этом в комментариях.
И если чувствуете, что хотите развивать свои навыки, обратите внимание на те инструменты, которые предлагает Высшая медицинская школа, мы уже более 10 лет занимаемся развитием soft skills медицинских сотрудников, заходите на наш сайт и знакомьтесь с программами.
И, конечно, тема карьерного роста крайне интересна и объемна, раскрыть ее в одной статье всеобъемлюще невозможно. Ждите новых материалов и делитесь тем, о чем хотели бы узнать еще!
Хотите узнать больше? Звоните: +7 (495) 023-61-62!